Консультация "условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье". Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье Признаками неврастении являются

Критерии здоровья ребенка

Согласно принятой классификации здоровья, дети посещающие ДОУ относятся к разным группам здоровья:

I. - абсолютно здоровые

II. - рискующие развитием каких - либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушенной функции органов и тканей, но не имеющие хронических заболеваний

III. - имеющие какое - либо хроническое заболевание.

Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников. К сожалению, не всегда обеспечивается полнота информации о здоровье ребенка при направление его в ДОУ. Однако опыт показал, что эта информация необходима. Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов(зрения, слух), эмоциональной сферы, развития движений, речи, мышления, внимания, памяти. Например, у часто болеющего ребенка может быть прекрасное психическое развитие, если с ним во время болезни дома занимаются родители. И наоборот, задержка темпов развития, особенно в раннем возрасте, свидетельствует о плохой компенсации перинатальных поражений нервной системы. Важным в профилактике с детьми ДОУ являются предупреждения интеллектуальных перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием, в основе которого лежит переживание ребенком психологического комфорта или дискомфорта.

Как разобраться в ребенке, если сказал, то что это означает, по каким критериям отнести его к той или иной группе здоровья?

1 критерий здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе.

Для полной оценки 1 критерия и определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья ребенка необходимо знать семейный онтогенез. Благодаря семейному онтогенезу можно определить направленность риска, т.е. выяснить грозят ли ребенку сердечно-сосудистые, бронхолегочные, желудочно-кишечные, обменные заболевания или заболевания нервной системы.

Знания о том, как протекали беременность и роды, дает возможность судить о раннем развитии ребенка. В том случае, если у малыша серьезные заболевания, то в первую очередь надо помнить, что это дети «стрессоуязвимые». А это значит, что они чаще болеют ОРЗ с присоединением осложнений со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, что является дополнительным отягощающем фактором для центральной нервной системы, а так же чаще подвергаются ЛОР - заболеваниям.

Все эти заболевания усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка в ДОУ, ухудшением здоровья. По своим умственным спсобностям не отличаются от сверстников. Важное значение для здоровья детей имеет социальный анализ. Оценка материально-бытовых условий, психологического климата в семье, наличие вредных привычек, полноты семьи позволяет воспитателям и врачам определить степень риска и своевременно предупредить возможности его проявления. К сожалению, в настоящее время педагоги и врачи сталкиваются со сведениями такого характера «:сочетанное неблагополучие». Это значит, что у ребенка есть отклонения в раннем возрасте. В этих случаях детский сад может стать тем фактором, который поможет ребенку укрепить его здоровье.

Таким образом, что любые отклонения в раннем возрасте - это повод задуматься: стоит ли форсировать дальнейшее развитие ребенка или же путем подбора оптимального способа оздоровления и воспитания компенсировать действия факторов риска? Ребенка с неблагополучным анамнезом нельзя отнести к категории абсолютно здоровых, т.е. к 1 группе здоровья. Такие дети относятся ко 2 группе. Здесь оздоровительные мероприятия без учета индивидуальных возможностей ребенка могут привести к противоположному результату.

2 критерий здоровья - физическое и степень его гармоничности.

Обычно оценку этого критерия делают медицинские работники. Большая часть детей имеет нормальное физическое развитие, но в каждом детском саду есть дети с отклонениями в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы, низких или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту.)

Отклонения в физическом развитии могут быть вызваны рядом причин: не правильное питание, наличие каких - либо заболеваний. Знание о физическом развитии ребенка нужны всем: родителям - для того чтобы ориентироваться как растет ребенок, насколько он упитан; воспитателям - для того чтобы правильно подобрать мебель для занятий и правильно подобрать пособия и ориентироваться в показателях развития движений и др.

Начиная со второго года жизни ребенок вступает в период, когда, подражая взрослым, он энергично осваивает окружающий мир. В связи с этим любые медикаменты, химические вещества и другие опасные предметы должны храниться в местах, недоступных для детей.

На физическое развитие влияют многие факторы, в первую очередь наследственный и этнотерриториальный, поэтому лучше всего знать индивидуальную динамику физического развития ребенка. Кроме того, этот критерий здоровья обязательно контролируется медицинским работником в ДОУ.

Масса тела определяется путем взвешивания. Очень важно, чтобы она соответствовала не возрастным нормативом, а физической высоте ребенка.

Важным показателем физического развития и здоровья ребенка является его осанка.

Осанка - это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как незначительные отклонения в ее развитии отражаются на их функционировании таких основных систем, как дыхательная и сердечно - сосудистая.

Кроме того, в семье и в ДОУ необходимо укреплять мышцы и связки путем систематических занятий физической культурой.

Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей раннего возраста, является стопа. Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для здоровья ребенка.

Плоскостопие чаще всего возникает у детей, имеющих недостаточно развитые и слабые мышцы, связки, которые могут растягиваться, в результате чего и происходят изменения формы стопы. Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей. Следует предлагать детям упражнения из разных исходных положений

3 критерий здоровья - нервно-психическое развитие ребенка.

Нельзя говорить о здоровье ребенка без знания о том, как функционирует его нервная система, каково состояние его анализаторов(зрение, слух), эмоциональной сферы, развитие движение, речи, мышления, внимания, памяти.

Важным в психопрофилактической работе с детьми в ДОУ являются предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.

Физический статус ребенка тесно связан с его психологическим состоянием. Нарушения со стороны психического здоровья детей могут быть следствием чрезмерной психологической и физиологической нагрузки, получаемой ребенком в детском саду и дома.

Причины нарушения нервно-психического развития ребенка могут быть следующими: длительное нахождение в большом коллективе сверстников; неудовлетворение биологической потребности в двигательной активности; объем умственной и физической нагрузки; постоянные нарушения в режиме дня и др. В профилактике нарушений деятельности нервной системы ребенка важное значение имеет полноценный ночной и дневной сон.

4 критерий здоровья - это степень инфекционной устойчивости организма по кратности острой заболеваемости.

Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его устойчивость нормальная.

Если болеет от четырех до шести раз, то его инфекционная устойчивость снижена и это часто болеющий ребенок. Все часто болеющие дети нуждаются в специальном оздоровлении. Нужно обратить внимание родителей и вместе заняться индивидуальным оздоровлением ребенка по рекомендации врача. Преступно рекомендовать «здоровый образ жизни» и любые физкультурно-оздоровительные мероприятия, не выяснив причины частой заболеваемости.

5 критерий здоровья - уровень основных функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма.

Существует целый ряд показателей функционального состояния организма: уровень гемоглобина, показатели анализов мочи, пробы на выносливость и др. Здесь я привожу те показатели функционального состояния организма, которые доступны для определения и информативны в доврачебной ситуации. Для родителей и воспитателей очень информативным показателем функционального состояния ребенка является его самочувствие и поведения. Любая мама и воспитатель, знающий ребенка, могут сказать, что ребенок сегодня «какой-то не такой». Чаще всего это связано с началом заболевания: дети, обычно шустрые и подвижные, затихают, а «спокойные» иногда неоправданно подвижные, крикливые и плаксивые.

Известный специалист по воспитанию детей раннего возраста Н.М. Аксарина так характеризует особенности функционального состояния детей раннего возраста: «Маленькие дети прежде всего не осознают своего состояния, и не понимают причин своего плохого самочувствия и тем более не могут сами устраивать эти причины. Например. Ребенок не выспался ночью, плохо себя чувствует, раздражителен, но не просит чтобы его уложили спать, и даже часто на вопрос взрослого, хочет ли он спать, отвечает: «Нет, не хочу». Ребенок с посиневшими от холода руками отказывается надеть варежки, уверяя, что ему не холодно.

О функциональном состоянии воспитатели судят:

· По результатам утреннего приема

· По результатам анкетирования родителей

6 - наличие или отсутствие хронических заболеваний - обычно определит врач. Если у ребенка есть какое-либо хроническое заболевание, то он наблюдается у соответствующего специалиста и задача родителей - соблюдать все рекомендации по предупреждению обострений и по оптимизации его здоровья.

Ольга Шестакова (Тарасова)
Психическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном воспитании решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей , отводится ведущее место. Но, в ней говорится, так же и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучало как бессмысленное словосочетание». Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка .

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) . Под термином «психическое здоровье » мы понимаем состояние душевного благополучия, психического комфорта , обеспечивающего адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности. Психическое здоровье зависит от огромного числа факторов, которые сливаются в огромный поток информации и постоянно влияют на человека на протяжении всей его жизни (от зачатия до смерти) . А. А. Чуркин (1995) выделяет факторы, влияющие на психическое здоровье , и приписывает им процентное выражение, в зависимости от силы их влияния. На 50-55% психическое здоровье зависит от условий и образа жизни, на 20-25% - от состояния окружающей среды, на 15-20% - от генных особенностей и лишь на 10-15% от деятельности учреждения здравоохранения эти факторы в той же пропорции влияют и на общее здоровье .

Организм психически здоров , если наблюдается его адаптивность и адекватность ко всему объему получаемой информации. Имея определенную и уникальную способность восприятия информации, у организма существуют резервы для защиты от неблагоприятных последствий, резких изменений количества и качества информации. Специфическими защитными механизмами, можно назвать минимальную способность воспринимать информацию детьми (самосознание личности формируется до 3-х лет, а так же стресс (это некий химический ответ на информационный дисбаланс среды) . Определенный уровень стресса необходим для нормальной реакции организма, но при объеме выше оптимального стресс приводит к различного рода психическим нарушениям .

Обеспечение же психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает предупреждение и устранение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей , снижающих их уровень естественной активности и настроения. Перечислим основные, на наш взгляд, причины кризиса психического равновесия ребенка - дошкольника , ведущего к психическим нарушениям , переходящих после на соматический уровень : действия педагога с недостаточной психологической подготовкой ; неподготовленность детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенные ожидания со стороны взрослых в отношении детей ; отрицательная оценка воспитателя, заметим, невольно выраженная им в неконтролируемой реплике. Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха. Вот, так мы считаем, не разрешение детских проблем может представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Психосоматика современного ребенка совершенно иная, чем у детей прошлых поколений . Дети имеют больший кругозор, больший словарный запас, эрудированны, начитанны. Но эти дети оказываются более незащищенными, неадаптированными перед степенью быстроразвивающегося потока информации. Степень «жестокости» этого потока увеличивается и ускоряется от социально-экономических условий жизни. Достигнув высокого уровня, она приводит среди всего положительного к дезорганизации природных основ эффективной жизнедеятельности растущей личности ребенка, кризису эмоциональности, а, как следствие, к стрессам, эмоциональной дисгармонии, отчужденности и незрелости чувств. Все эти проявления влекут к ухудшению состояния психического здоровья , росту показателей детской заболеваемости, детской смертности. Для нас не будет шокирующим известие о том, что рождается крайне мало здоровых детей . Причин много : болезни родителей, патологические беременности, родовые травмы, увеличение операций Кесарево сечения и т. д. Статус детской инвалидности (психические расстройства , врожденные аномалии, заболевания нервной системы) совсем не редкость. Кроме нарушений осанки, зрения к концу дошкольного возраста у детей наблюдается повышение случаев депрессий, агрессивности, тревожности.

И вот, здесь своей основной задачей мы выделяем просвещение родителей о наличии, предупреждении, да и вообще о существовании такой проблемы, как проблема сохранения психического здоровья их ребенка в уже дошкольном возрасте .

Первые признаки «психического нездоровья » могут появиться у младших дошкольников под влиянием разлуки с матерью, отцом, при поступлении в детский сад, помещении в санатории, больницу, дом ребенка. У детей старшего дошкольного возраста - под влиянием длительной неблагополучной обстановки дома (ссоры в семье, жестокое обращение, боязнь родителей, разводы родителей, неполные семьи, боязнь и неприятие воспитателей. И, как бич времени – отсутствие телевизионной культуры, бесконтрольный просмотр современных мультфильмов, компьютерных игр, только усугубляет положение. Утратило свою силу и актуальность совместное творчество родителей и детей , совместное времяпровождение, без присутствия новомодных гаджетов. Это выливается в длительное подавленное состояние, тоскливое настроение, ощущение неполноценности и недостаточности, однообразие представлений, заторможенность движений.

Среди психических болезней депрессии выходят на первое место и составляют 80% от общего числа психических расстройств . Депрессия как настроение, более или менее глубокого уныния, знакомо почти каждому взрослому человеку, пережившему кризис. Риск заболеть депрессией в течении всей жизни составляет 20%. Депрессия как расстройство отличается от депрессии как состояние или слишком большой продолжительностью и интенсивностью или же отсутствием стресса перед ее началом. Депрессивные расстройства у детей дошкольного возраста возникают гораздо чаще, чем их диагностируют. Их признаки (детские страхи, тревожность, неуверенность в себе) неоднократно описывались в работах А. Р. Лурия, Э. Л. Славина, Н. Вайзмана, А. Бобенко и др. В отличие от депрессий у взрослых, у которых она проходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном и моторном, у детей симптомы этого заболевания «маскируются» многочисленными неприятными соматическими ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон, отсутствие аппетита и прочее. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется внешний вид ребенка : отмечаются бледность кожных покровов, вялость, шаркающая походка, они могут производить впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

Так, в рекомендациях педагогам по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников желательно включать то, что мальчики и девочки развиваются с определенными особенностями мышления, восприятия. Учитывая более высокую поисковую активность мальчиков и их эмоциональную чувствительность, излагать свои требования кратко и точно. Для девочек важно спокойно разобрать их ошибки, помнить об их эмоционально бурной реакции на критику. Когда капризничают мальчики, идет снижение активности левого, рационально – логического полушария, ругать за это – бесполезно и безнравственно. Девочки капризничают из-за усталости, истощения правого эмоционального полушария. Важно никогда не сравнивать детей . Обучая, не разрушать «врожденную грамотность» . Наша оценка детей всегда субъективна . Край не важно не столь научить ребенка, а развить у него желание учиться. Для ребенка норма – ошибаться. Свои требования нужно превращать в желания ребенка. Самое важное – не навредить. К такой сложной работе по вопросам психического здоровья детей необходимо приобщать и родителей, так же обращаться за консультациями к педиатру, психиатру , психологу , дефектологу.

Насколько здоровье является жизненно важной ценностью для каждого из нас, помогут результаты анкеты-опросника .

Цель : определение внешних причин кризиса психического равновесия человека . Участникам опроса предлагается вписать в 1-ую графу свои нравственные пороки, во 2-ую графу свои физические недомогания.

Анкета - опросник «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим» .

Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим. Предлагается разделить листа на 2 части :

Мои нравственные пороки. Мои физические недомогания

Участники вписывают в те сведения о себе, которые часто без принуждения обсуждаются у себя дома в кругу семьи, на работе с коллегами или в других общественных местах.

Что же оказывается принятым и приличным в нашем современном обществе? Не обсуждая с окружающими свои нравственные пороки, что естественно, мы можем говорить о своих болезнях всем, везде и всюду – этот уровень культуры каждый человек может оценить лично, обратившись к анкете. С неправильным, неточным и неполным пониманием определением «здоровье » , с пассивным отношением к собственному здоровью , невозможно сформировать осознанное отношение к здоровью у наших воспитанников. Рассуждая о здоровье , мы чаще и легче говорим о физическом здоровье , а мало и с меньшим пониманием о здоровье психическом , в то время как одно без другого не существует и главной целью дошкольного образования обозначено «охрана физического и психического здоровья » . Проблемы психического здоровья должны быть рассматриваемы внутри, а не вне человеческого существа, ведь она зависит от него самого и его сознания. К осознанию этого мы, взрослые и должны подготавливать и подводить детей .

Мазур Марина Сергеевна, воспитатель д/с №17
г.Алексеевка, Белгородская область

Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу нам взрослым надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками: Одна из основополагающих задач дошкольного образования на современном этапе развития общества - это организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.

В дошкольном возрасте происходят изменения ценностей и восприятие социума. Основываясь на зрительном и эмоциональном изучении окружающего его мира, дошкольник начинает учиться ориентироваться в нем. Тем не менее, запомнить элементарные для нас вещи ему трудно, например, где правая и левая стороны дети в определить пока не могут. Еще сложнее обстоит дело со временем, с его пониманием, ребенку трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже», ведь время нельзя сопоставить с каким-либо органом чувств.

Изменяются все виды и свойства внимания ребенка. Увеличивается его объем, внимание становится более устойчивым и сконцентрированным. Ребенок уже не отвлекается, даже от нудной и неинтересной работы, так как понимает, что работу нужно довести до конца, даже если появилась более заманчивая перспектива. С возрастом дошкольник воспринимает каждый предмет не по отдельности, как это происходило раньше, а в совокупности с другими предметами. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5, 5 до 6, 5 лет.

При воспитании и обучении детей в среднем дошкольном возрасте следует учитывать и особенности речи, которые характеризуются ситуативным характером. Немалое значение для развития внимания имеет игра, ведь в ходе игры ребенок знакомится со все большим количеством предметов и явлений, что ведет к развитию как произвольного, так и непроизвольного внимания. Игра провоцирует знакомства, ненавязчиво формирует умения разбираться в элементарных видах отношений, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Внимание дошкольника к своим словам появляется лишь с течением времени. Речь начинает сопровождать все возможные виды деятельности: рисование, счет, игры, труд, наблюдение. Дети часто выдумывают собственные слова на основании уже знакомых. Формируется внутренняя речь ребенка, при помощи которой планируется текст, который будет высказан вслух. Лишь к 5-6 годам у детей мысли и фразы, становятся связными, что позволяет им спокойно излагать повествование.

В последние годы двигательная активность детей дошкольного возраста понижается. Они длительное время сидят при проведении с ними различных занятий, (рисованием, лепкой) , не требующими активных движений. Все виды движения - одна из важнейших потребностей растущего организма, которая снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Недостаточная же мышечная активность замедляет психическое развитие ребенка.

Дети, приходящие в первый класс, оказываются более подготовленными умственно, и менее - психически. Болезненная ранимость и плаксивость, конфликтность и агрессивность, высокая тревожность – это только часть психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу. Но эти проблемы появляются у ребёнка задолго до поступления в школу.

Причины психологических проблем, мешающих не только школьному обучению, но и развитию личности ребенка следующие:

Разлад в семейных отношениях, (постоянная занятость родителей) который провоцирует психофизическое напряжение;

Плохое воспитание (нарушения в сфере детско-родительских отношений) , которое приводит к неуверенности ребенка в своих силах;

Медицинские факторы, (родовые травмы и так далее) , которые приводят к различным нарушениям психического здоровья.

Ребёнок-дошкольник с возрастом становится активен и самостоятелен, но во многих сферах жизнедеятельности и не может обходиться без контроля со стороны взрослых. Семейное воспитание ребенка, посещающего дошкольное учреждение, не теряет своего значения, если оно согласовано с воспитанием, осуществляемым детским садом. Оно не только подкрепляет требования воспитателя, но и дополняет дошкольное воспитание, расширяет его. Большую роль в формировании и совершенствовании духовного мира дошкольника играет семья. В семье дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представления об окружающем мире. У детей вырабатываются вкусы и привычки здорового образа жизни, манера безопасного поведения. Ребенок с большим удовольствием выполняет задачу, когда знает, для чего ему это нужно. Перед школой важно выработать у ребенка стремление к самостоятельности, нужно приучать его выполнять какие-то действия без посторонней помощи, например, убирать свои игрушки.

Большая часть психологических проблем детей, так или иначе, связана с безграмотностью родителей в вопросах воспитания дошкольников. Ребенок страдает от недостатка внимания родителей, поэтому старается привлекать его любыми способами, в т. ч. и отрицательным поведением. Родители должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо обращать внимание на поведение и настроение своего ребёнка. Рекомендуется чаще советоваться со специалистами, проводить обследования даже здоровых детей и сделать все возможное для сохранения их здоровья и постараться устранить неправильное воспитание. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка в семье, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей.

Понятие «психическое здоровье» включает в себя:

Познавательная активность;

Способность общаться;

Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Ребенок находится в постоянном процессе познания мира: он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. Вопросы детей - показатель развития их мышления направленный на то, чтобы получить знания. В процессе общения со взрослыми и сверстниками происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового. Необходимо поддерживающий познавательный интерес и активность детей, помочь построить взаимоотношения с другими детьми.

В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплекс процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) , которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире и регулируют его деятельность. Благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Психическое здоровье ребёнка является важной предпосылкой здоровья физического. Обеспечивать гуман­ное отношение к детям с учетом их личностных особенно­стей, формировать навыки доброжелательного общения со свер­стниками и в дальнейшем - успешному обучению в школе, является одной из главных задач в деятельности воспитате­лей, помощников воспитателей, педаго­гов. Для снятия эмоционального и психофизического напряжения между занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие минутки, на которых специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности.

Именно в дошкольный период формируется здоровье ребёнка, и закладываются основы личности. Основным условием обеспечения комфортного психоло­гического состояния детей, посещающих детский сад, явля­ется организация раци­онального двигательного режима. Необходимо вовлекать ребенка в доступные и привлекательные для него раз­нообразные виды деятельности, чтобы пребывание его в детском саду было инте­ресным.

Дошкольный период детства формирует у ребенка основы коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Общение со сверстниками - необходимое условие психологического развития ребенка, формирования у него коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая отличается от других игр тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя) . В сюжетной игре заняты несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. В этом и заключается значение игры, которая формируют умение у детей общаться в коллективе сверстников.

В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать достоин­ства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается ребёнком как собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Важно, чтобы дети удов­летворили свою потребность в свободной игре, а воспитатели помогали им осознать ценности и установить прио­ритеты, стать терпимыми, испытывать меньше страхов.

В детском саду для развития психологического здоровья дошкольников разрабатываются и реализуются индивидуальные коррекционные программы по следующим проблемам:

Снижение гиперактивности;

Снижение тревожности, снятие страхов;

Развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;

Коррекция агрессивности и конфликтности

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. Совместная работа педагогов ДОУ и родителей по укреплению здоровья ребенка, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка - это дошкольное детство (приблизитель­но от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в пер­вую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребен­ка. Теперь он может не только ориентироваться и действо­вать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и уста­навливать связи между общими понятиями и представлени­ями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чи­сто наглядной основы, т. е. переходит от наглядно-действен­ного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, "появляется возмож­ность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситу­ации, а не от ситуации к мысли" (1989, с. 150).

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выпол­нять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамма­тический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюми­нутное желание, но и задуматься, и порассуждать о приро­де, других людях, самом себе и своем месте в мире.

Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосозна­ния ребенка-дошкольника.

Вот далеко не полный список тех изменений и новообра­зований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внима­ние на ту роль, которую играет взрослый на всем протяже­нии развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слы­шит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо при­чинам лишенные возможности общаться со взрослыми пер­вые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться "по-человечески" мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Столь же ярким примером является феномен "госпитали­зации", при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и ис­ключается возможность полноценного эмоционального об­щения между ребенком и взрослым человеком (это происхо­дит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих свер­стников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмо­циональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничи­ваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыка­ми общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют собой крайние, нетипичные явле­ния, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагаю­щей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен внима­нием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди де­тей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высо­кий процент психических заболеваний, в том числе невро­зов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, по дан­ным В.А.Коллеговой (1971), А.И.Захарова (1988) и других исследователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. По­этому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение. В психологической литерату­ре выделены и достаточно глубоко проанализированы фак­торы, оказывающие влияние на психическое здоровье ре­бенка и, в частности, на возникновение невротических ре­акций. Большинство из этих факторов носят социально-пси­хологический, социально-культурный и социально-эконо­мический характер (А.И.Захаров, 1993).

Социально-культурный характер факторов, оказываю­щих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефици­том времени, недостаточными условиями для снятия эмоци­онального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочета­нии с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психоло­гической и психотерапевтической помощи. Подобная лично­стная дисгармония родителей находит свое отражение в раз­витии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономичес­кие факторы, среди которых А.И.Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, за­нятость родителей, ранний выход матери на работу и поме­щение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привле­чение няни для их воспитания является сильным психотравмируюшим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью - катего­рия "МЫ"). В ситуации нормального эмоционального обще­ния ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чув­ство "Я", т. е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появле­нию невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание "расстаться" с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возни­кает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3 лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония се­мейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Проблеме супружеских и детско-родительских отноше­ний уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и ха­рактер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции. Попробуем посмотреть на дисгармоничные се­мейные отношения с позиции ребенка, с точки зрения того влияния, которое оказывают подобные отношения на пси­хическое здоровье детей дошкольного возраста.

Еще раз обратим внимание на то, что дошкольный воз­раст характеризуется тесной эмоциональной привязаннос­тью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного обще­ния, не способен понимать причины конфликтов между ро­дителями, не владеет средствами для выражения собствен­ных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень час­то ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоцио­нального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чув­ствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случив­шемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционально­го напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Большинство психологов считает, что психическое здо­ровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера вза­имоотношений родителей и детей. В литературе можно встре­тить различные классификации стилей и типов родительс­кого воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания (анализ часто носит клинический характер).

Так, например, А.Болдуин выделяет демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспи­тания.

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результа­те такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничи­вают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего харак­теризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фан­тазией.

Особый интерес представляют изучение и классифика­ция неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев (1987) выделяют три типа не­правильного воспитания.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осоз­наваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регла­ментирующих и контролирующих мер, навязывание ребен­ку определенного типа поведения в соответствии с роди­тельскими понятиями о "хороших детях". Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти­тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2. Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мни­тельное отношение родителей к здоровью, успехам в обуче­нии своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое - чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли "кумира семьи", "смысла жизни".

Все негативные факторы, о которых шла речь, связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возник­новения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболева­ниями, весьма актуальной является проблема психопрофи­лактики психического состояния здоровых детей-дошколь­ников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и мо­делей воспитания, которые можно просто взять и, не изме­няя, "приложить" к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации по воспитанию детей, отнестись к которым по-своему - право каждого родителя.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде, непохож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения постав­ленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недо­статками, слабостями и достоинствами. Принимайте его та­ким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Не бойтесь "залюбить" ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

В качестве воспитательного воздействия чаще исполь­зуйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рам­ки и запреты (желательно, чтобы их было немного - лишь самые основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку сво­бодно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воз­действовать на ребенка просьбами - это самый эффектив­ный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае мож­но применять прямые инструкции, приказы, что достаточно эффективно, если ребенок привык реагировать на вежливые просьбы родителей. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Нет необходимости напоминать, что наказание должно соответствовать проступку, ребенок дол­жен четко понимать, за что он наказан. Каждый родитель сам выбирает меру наказания; хочется лишь заметить, что физические наказания - самая крайняя и самая тяжелая по своим последствиям карательная мера.

Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему не­обходимые навыки и знания, понятия о жизненных прави­лах и ценностях, лучше понять друг друга.

Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему не­понятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои жела­ния, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою лю­бовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за по­мощью к психологу или психотерапевту.

Рассмотрим несколько подробнее взаимоотношения ребен­ка дошкольного возраста и взрослых (учителей, воспитателей).

Современные дети очень часто не могут переработать большой объём сенсорной информации, что вызывает у них ухудшение психологического здоровья из-за эмоционального перенапряжения.

Ребенок ощущает беспомощность в трудных жизненных ситуациях, и именно социальное окружение ребёнка и прежде всего родители способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И главной целью дошкольного образовательного учреждения является сохранение здоровья детей и предупреждение эмоционального неблагополучия. Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды, учитывающей возраст и пол ребёнка.

В детском саду традиционно уделяется внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости).

Педагоги многих дошкольных учреждений до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

Поэтому учитывая основную цель МДОУ: обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности, перед нами, встает задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в МДОУ. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:

· выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;

· комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;

· создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье;

· применение педагогами здоровье сберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.

Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и формируется эмоциональная эмпатия, то есть способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что необходимо учитывать не только свое мнение, но и мнение другого.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского воспитания и характером воспитания в дошкольном образовательном учреждении, от него зависит характер взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и воспитателями, а также между детьми и значимыми взрослыми.

Неправильное воспитание детей в семье влияет на личностные и эмоциональные характеристики ребёнка (самооценку, поведение, активность, настроение и т.д). В педагогике принято выделять четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка. Наиболее гармонично ребёнок развивается в семье, где учитывается эмоциональное состояние ребёнка, оказывается родительская поддержка.

Рассмотренные выше типы воспитания в семье перекликаются с типами воспитания, используемыми в дошкольном образовательном учреждении: авторитарный, либеральный и демократический.

Таким образом психологическое здоровье ребёнка зависит от социальных факторов, прежде всего характера детско-родительских отношений, развивающей среды, созданной в детской саду.

Эмпатия - понимание чувств других людей и готовность оказать эмоциональную поддержку

Последние материалы раздела:

Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный
Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный

Гибискус, иначе называемый китайской розой, популярное декоративное растение с красивыми яркими цветами. На данный момент выведено множество...

Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек
Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек

Рододендрон самостоятельно формирует куст красивой формы, дополнительного воздействия на него не требуется. Обрезку проводят лишь в двух случаях:...

Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик
Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик

Здравствуйте, мои дорогие мамочки! Сегодня хочу вместе с вами разобраться с таким вопросом: нужен ли пеленальный стол? Меня постоянно спрашивают о...