Воспитание национального самосознания у детей дошкольного возраста. Формирование у дошкольников первооснов национального самосознания

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.


Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста является проблемой, имеющей социальное и научное значение. Организация этнокультурного образовательного процесса складывалась, да и сейчас складывается в большей мере стихийно по всем его компонентам - целеполаганию, содержанию, формам, методам работы. Основные проблемы: - отсутствие системности в видении самой проблемы этнокультурной компетентности; -неполное раскрытие механизмов ее формирования; -отсутствие критериев оценки уровней ее сформированности на различных этапах дошкольного детства; -неразработанность организационно-педагогических условий и средств развития этнокультурной компетентности.


Поэтому, получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать, педагоги испытывают затруднения с формированием и развитием этнокультурной системы в целостном воспитательно- образовательном процессе. Педагоги образовательных учреждений испытывают затруднения при разработке образовательных программ, в отборе наглядных средств, художественных текстов и материалов по содержанию этнокультурного образования, а также в поиске наиболее эффективных методов работы с детьми.


Поэтому главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно- образовательной работы. В которой будут расписаны условия для: целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста. Создание системы работы ДОУ по формированию этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста можно разделить на 3 этапа: 1 этап – аналитический, 2 этап - экспериментально-поисковый, 3 этап - рефлексивно обобщающий, преобразовательный.


Принципы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей: - целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы по воспитанию основ общечеловеческих нравственных качеств личности; - единство влияния семьи и дошкольного образовательного учреждения на формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста; - интеграция усилий дошкольников, педагогов и родителей в работе по реализации педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности детей; - направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно-прикладного искусства, игр, традиций;


Основой для создания эффективного механизма формирования этнокультурных компетенций является реализация технологии этнокультурного образования, направленная на осуществление профессиональной рефлексии, оценочно-аналитической деятельности, а также на самостоятельную творческую реализацию педагогических замыслов. В рамках работы с кадрами должны быть организованы различные формы повышения квалификации педагогов: Анализ конкретных ситуаций, Семинары, Деловые игры, « Круглый стол », Различные выставки, конкурсы, Консультации, Участие в педагогических чтениях, работе методических объединений.


Успех формирования этнокультурной осведомлённости у детей зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение отдавать таким формам организации данного процесса, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации. К таким формам относятся: Интеграция различных видов деятельности на основе единого содержания. Беседы, Видеопросмотры, Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой, Фольклорные концерты и театрализованные представления, Целевые прогулки, экскурсии, Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов.


Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Формы работы: -родительские гостиные, -совместные выставки детских работ; -консультирование, -опросы, анкетирование, -участие в различных образовательных мероприятиях. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.


Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас!

Методы и средства развития национального самосознания у детей дошкольного возраста

Основными формами ознакомления дошкольников с родным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детей; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества русских и чуваш и др.

Средства воспитания: русский и чувашский фольклор, государственная геральдика, русский и чувашский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

Практическая работа по формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала, прежде всего, с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:

1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений.

2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

3. Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу.

4. Способствовать формированию понятия о том, что у каждого ребенка есть семья, учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении.

5. Подвести детей к пониманию того, что образ жизни людей меняется с течением времени.

Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается с проявления любви к родителям, к своей семье. Родина, как уже говорилось ранее, начинается для маленького ребенка с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой живет и где расположен детский сад. Поэтому я начала знакомство детей с детским садом, ведь большее количество времени они находятся именно здесь. Сначала я провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии оформили фотоальбом «Наш любимый детский сад».

Одной из слагаемых патриотизма - воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», закрепляли во время игры с использованием изготовленного ребятами макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы - пассажиры».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей я начала с бесед, с рассматривания картин о семье. К работе подключила родителей, совместно с которыми оформили альбом «Моя дружная семья».

На следующем этапе мы посетили музей нашего детского сада, где я познакомила детей с бытом чуваш, показала чувашский национальный костюм, домашнюю утварь, объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивая красоту и мастерство человеческих рук. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом. Полученные во время игры знания дети легко передавали на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, с радостью откликались на разучивание чувашских песенок, колыбельных.

На следующем этапе моей работы я познакомила детей с чувашскими народными традициями и обычаями. В нашем детском саду каждый год проводится праздник Згварни (Масленица). На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело («згварни карчгкe»). У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником акатуй (свадьба плуга). Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами чувашского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к чувашскому народу, истории Чувашского края.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников - процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родному городу и своей стране.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, дети стали составлять большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о родном городе.

Наталия Якимова
Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края

Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста . Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Ключевые слова : патриотическое воспитание, культура и традиции народов Поволжья.

Приобщая детей к истокам истории народов Поволжья, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения ,- народ без будущего. Наше Поволжье является бездонным источником, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения. Эти традиции воспитания принято называть народной педагогикой . Народная педагогика предполагает передачу социального опыта норм. поведения, общественных традиций. Люди тысячелетиями воспитывали детей . За это время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи , добрые традиции.

Во всем мире сейчас наблюдается грустное явление, когда вместе с отсталостью уходит и самобытность . Чтобы не потерять эту самобытность надо прежде всего знать о ней все. Сохранить - не меньшая добродетель , чем что-нибудь приобрести .

Именно в семье происходит формирование привычек , жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

В «Программе воспитания ребёнка - дошкольника » (г. Чебоксары 1995г.) под руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект , указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального самосознания . Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края . Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование мотивационно - ценностного отношения к традиционной культуре родного народа , кросс - культурной грамотности , этносообразное деятельно - практическое освоение художественной культуры в разных видах деятельности.

«Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о родном крае , его природе и культуре народов республики . Они являются основой формирования у ребенка любви к родному краю .

В современных условиях модернизации российского образования и в рамках обеспечения вариативности образовательных процессов, развития творчества и инновационной деятельности педагогических коллективов как нельзя остро стоит вопрос организации и проведения экспериментальной деятельности в ДОУ. Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 66» г. Чебоксары в рамках реализации целей и задач нравственно – эстетического воспитания дошкольников выбрал наиболее актуальную на современном этапе развития общества тему : «Возрождение национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством , а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД» : посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу . Ведь наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и верный способ патриотического и духовного воспитания.

Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучили программу под руководством О. В. Драгуновой «Программа воспитание ребенка - дошкольника » . Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт возможность изучения родного края с первой младшей группы. И с каждым годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.

Первый этап работы – организация развивающей среды. Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. В групповых комнатах созданы фольклорные уголки, организована постоянно действующая выставка детских рисунков; оформлены уголки патриотического воспитания.

Второй этап – организация образовательного процесса. В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми , народным календарем , традициями, бытом, обычаями народов Чувашии, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей , формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре чувашского народа . «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам народной культуры , по народным подвижным играм . Подвижные народные игры помогают детям черпать силу из нашего прошлого, из нашей национальной культуры .

Знания, полученные детьми в различных видах деятельности, в том числе и в познавательно-практической, увлекают детей , побуждают к дальнейшему познанию своего города. Это способствует возникновению чувства гордости за свой город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города .

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагогов ДОУ. В нашем регионе живут русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, и т. д.

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно – нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей .

Наш детский сад посещают дети русской, украинской, татарской, мордовской и чувашской национальности . Мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных отношений . Ее решение потребовало особых социальных навыков, как от детей , так и от взрослых, и было невозможно без использования потенциала культурного наследия Чувашского края . Знакомим детей с русской , украинской, татарской, мордовской и чувашской национальными культурами .

В группах имеются сделанные руками родителей элементы национальной одежды (фартук, платок, калфак, тюбетейка, которые дети активно используют в игре.

В «день открытых дверей» для родителей было показано занятие по рисованию в старшей группе ««Укрась фартук» , где использовали орнамент не только чувашского, но и татарского народа.

В программных, национальных праздниках , развлечениях используем песни, стихи, игры, танцы разных народов, которые очень нравятся детям и родителям.

В нашем детском саду проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией. Родители не только помощники, но и равноправные участники. Воспитатели вместе с родителями проводят развлечения, родительские посиделки, готовят выставки. В празднике «Чувашские посиделки» ежегодно принимают участие не только дети, но и взрослые. Так в апреле проходил фестиваль «Венок дружбы народов Поволжья» , где дошкольники познакомились с традициями и обычаями разных национальностей , проживающих на территории Чувашии.

Родители участвуют в организации выставки творческих работ «Чувашский сувенир» , «Золотые руки мамы» , изготовленных руками родителей и детей , фоторепортажи «По памятным местам Чувашии» , «Известные люди родного края » .

Ежегодно отмечаем в ДОУ древний праздник «Масленица» . Традиционно масленичные гуляния – это целая неделя различных развлечений. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей . Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей , усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю , по народным праздникам «Пасха» , «Рождество» , «Новый год» , «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса : они принимают участие в проведении народных праздников , в изготовлении атрибутов для уголков родного края , в украшении групп к народным праздникам «Пасха» , «Рождество» , «Новый год» , «Масленица» , участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. Так же мы предлагаем родителям список литературы для чтения детям каждой возрастной группы , куда обязательно включаем фольклор народов Поволжья (сказки, стишки, потешки) . Организуем выставки книг в группах, где собираем книги-сказки разных народов, в том числе и сказки народа Поволжья. Именно сказки демонстрируют национальное своеобразие , национальную психологию , народное представление о добре и справедливости.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Данные педагогического мониторинга показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике ; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре ; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Таким образом, вся работа нашего детского сада направлена на формирование у детей представления о богатой народной культуре родного края , знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Чувашский край.

Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей , приобщила их к истокам народной культуры . Дети стали более самостоятельными в творческой деятельности, научились выдвигать свои идеи, видеть результаты своей деятельности. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по приобщению детей к истокам народной культуры , деятельность во имя возрождения в ребёнке чувств к своей родной земле , связи со своим народом, ощущение бытия и творчества.

Работать в этом направлении интересно и воспитателям, и детям, и родителям, поэтому мы будем и в дальнейшем продолжать начатое. Очень хочется, чтобы в нашем детском саду сохранилась атмосфера увлечённости совместного творчества взрослых и детей .

Методическое обеспечение :

1. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., исрав. и допол. – М : Мозаика - синтез, - 2015 г. – 368 с.

2. Программа воспитания ребенка – дошкольника / под редакцией О . В. Драгуновой. – Чебоксары : Чуваш. книж. изд-во. - 1995 г. – 231 с.

3. Николаева, Е. И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края » : примерная парциальная образовательная программа / Е. И. Николаева. – Чебоксары : Чуваш. книж. изд-во. - 2015 г. – 71 с.

4. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы » : примерная парциальная образовательная программа / Т. В. Мурашкина. – Чебоксары : Чуваш. книж. изд-во. – 2015. – 64 с.

5. Соловей, Л. Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции Чувашского края ": примерная парциальная образовательная программа / Л. Б. Соловей. – Чебоксары : Чуваш. книж. изд-во. – 2015. - 82 с.

ДОКЛАД к методическому объединению
«Воспитание патриотических чувств дошкольников посредством восприятия творчества скульпторов родного края»
на тему:
«Формирование основ национального самосознания
у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края»

В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Но сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь к Родине может сформироваться или без какой познавательно-эмоциональной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами, красотой её и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Значит базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Внимательные наблюдения за детьми, изучения их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний, а его интересы связаны с настоящим, а то и с будущим.
«Уважение к прошлому, вот черта отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин).
Эмоционально - нравственной «почвой», на которой в дошкольном возрасте должны осуществляться «посев» и возделывание познавательных способностей ребёнка, должно быть воспитание гуманного отношения к окружающему миру, стремления познавать, чтобы не нарушить, не причинить вреда, а напротив помочь, сохранить улучшить.
«Программа воспитание ребёнка - дошкольника» (г. Чебоксары 1995г.) под руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект, указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края. Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование мотивационно - ценностного отношения к традиционной культуре родного народа, кросс - культурной грамотности, этносообразное деятельно - практическое освоение художественной культуры в разных видах деятельности.
«Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о родном крае, его природе и культуре народов республики. Они являются основой формирования у ребенка любви к родному краю.
Сегодня мы на многое начинам смотреть по - иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего города.
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знаком с родным городом.
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу, гордости за него необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.
Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД»: посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу. Ведь наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и верный способ патриотического и духовного воспитания.
Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучила программу под руководством О. В. Драгуновой «Программа воспитание ребенка - дошкольника». Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт возможность изучению родного края с первой младшей группы. И с каждым годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.
Была разработана система ознакомления дошкольников с родным городом:
История города (его прошлое и настоящее)
Культура чувашского народа. Знаменитые люди Чувашии.
Памятные места и достопримечательности города.
Задача, которую я поставила перед собой, предполагает отбор впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему:
- природа, мир животных;
- труд людей;
- традиции;
- общественные события.
Знания о городе, полученные детьми в различных видах деятельности, в том числе и в познавательно-практической, увлекают детей, побуждают к дальнейшему познанию своего города и способствуют возникновению чувств гордости за свой город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города.
Для реализации проекта была разработана модель деятельности, которая включает в себя различные пути:
Создание макета микрорайона
разработка «Маршрута выходного дня»
сбор фотографий достопримечательностей города
анкетирование родителей
чтение художественной литературы
организация и проведение тематического праздника с посещением библиотеки
создание информационных стендов для родителей «Мы и наш город».
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод: ребята свободно ориентируются на территории вокруг детского сада, знают названия улиц и в честь кого они названы. Вместе с родителями дети посетили достопримечательности родного города и запечатлели это на фото, получили имеющиеся знания родителей о памятниках. Мы посетили мероприятие в библиотеке, где детей познакомили с народными праздниками, традициями чувашского народа. А также прочитали много художественной литературы про знаменитых людей, кому установлены монументы и памятники в нашем городе, узнали историю города Чебоксары.


Приложенные файлы

Последние материалы раздела:

Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный
Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный

Гибискус, иначе называемый китайской розой, популярное декоративное растение с красивыми яркими цветами. На данный момент выведено множество...

Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек
Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек

Рододендрон самостоятельно формирует куст красивой формы, дополнительного воздействия на него не требуется. Обрезку проводят лишь в двух случаях:...

Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик
Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик

Здравствуйте, мои дорогие мамочки! Сегодня хочу вместе с вами разобраться с таким вопросом: нужен ли пеленальный стол? Меня постоянно спрашивают о...