Части суток конспект занятия в средней группе. Конспект занятия для средней группы «Время, части суток
Светлана Дубасова
Конспект НОД по математике в средней группе «Части суток»
Цель :
Продолжать знакомить детей с частями суток : утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью;
Задачи :
Научить определять части суток по признакам деятельности человека;
Развивать логику, образное мышление, внимание;
Воспитывать умение и желание отвечать.
Словарная работа : активизировать слова утро, день, вечер, ночь.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие.
Демонстрационный материал : картинки «Части суток » .
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло) .
Ребята, отгадайте, когда это бывает :
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
(утро)
«утро»
Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается : и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.
Что вы делаете утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
(день)
Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.
Воспитатель показывает картинку «день»
А что вы делаете днём? (Ответы детей) .
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
(вечер)
Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.
Что вы делаете вечером? (Возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
Воспитатель показывает картинку «вечер»
В небе звёздочки горят.
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну, а мы в своих кроватках.
(ночь)
Когда это бывает? (дети отвечают ночью)
Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (спим) .
Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках ? (утро-1, день-2,
вечер- 3, ночь-4).
Сколько частей в сутках ? (четыре) .
Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» .
Дидактическая игра
Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером) .
Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром) .
Днем мы обедаем, а завтракаем (утром) .
Солнце светит днем, а луна (ночью) .
Ужинаем мы вечером, а обедаем (днем) .
Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Назови части суток »
Дидактическая игра
Воспитатель называет любую часть суток , дети продолжают называть в правильной последовательности. Пример : В.: - день; Д.: - вечер, ночь, утро;
В.: - ночь; Д.: - утро, день, вечер.
Молодцы, ребята.
Рефлексия
Давайте еще раз по-порядку назовем все части суток . На сколько частей делятся сутки ? Назовите, что идет за ночью, днем, вечером?
Публикации по теме:
Занятие в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь» Занятие в старшей группе. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Задачи: - расширить представления о частях суток, их характерных особенностях,.
Цель игры:упражнять детей в умении различать части суток, пополнять знания о различных частях суток,развивать воображение,создавать образ.
Конспект занятия по исследовательской деятельности на прогулках «Части суток» Экологическое занятие с детьми старшей группы. Тема:Части суток. Цели деятельности педагога: Познакомить с частями суток,их признаками;.
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Части суток» Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе. Тема:"Части суток" Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие - социально.
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Части суток» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 "Солнышко" Дата:.
Образовательная область: познавательное развитие интеграция с образовательной областью: физическая культура, речевое развитие. Цель: закреплять.
Конспект занятия по ФЭМП «Шире, уже. Части суток: утро-вечер» Цель: развивать умение детей сравнивать предметы по ширине,используя приемы приложения и наложения,результаты сравнения отражать в речи.
Конспект занятия по познанию окружающего мира «Части суток» вторая младшая группа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия №119» (Конспект занятия по познанию окружающего мира) вторая.
Конспект занятия по познавательному развитию «Части суток» в старшей группе. Цели: познакомить с частями суток, их признаками; уточнить, что из часов и минут состоят сутки; отметить деятельность человека в тот или.
Конспект занятия на тему: «Формирование представлений о частях и времени суток».
Программные задачи:учить определять части суток по разнообразной деятельности человека и по объективным показателям;
закреплять знания детей о последовательности частей суток;
формировать представление о временном промежутке «сутки»;
формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
Материалы к занятию: игрушка незнайки, ножницы, клей, изображение различных частей суток на каждого ребёнка (солнышко просыпается, встает, ложиться спать, спит), заранее заготовленные карточки с часиками на каждого ребенка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята послушайте загадку, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на занятие. Воспитатель читает загадку.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
Ответ детей:
Незнайка
Воспитатель:
Ребята хотите поиграть с Незнайкой?
Ответ детей:
да
Воспитатель:
Тогда поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?».Я буду вам читать стихи про части суток, а вы будете отгадывать, когда это бывает, только нужно обязательно внимательно слушать задание. Итак, начнём.
Дети просыпаются, в детский садик собираются,
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой, завтракают и играют,
Все растения поливают (утро).
Гуляют, и играют, все игрушки собирают,
Повар сделал 100 котлет- приглашает на обед (день).
Солнышко садится, всех зовёт угомониться.
Хочется посмотреть в тиши: «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)
Дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладко – сладко.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко малыши (ночь).
Воспитатель:
Молодцы, ребятки, вы быстро и правильно справились с заданием! Незнайке тоже стало очень интересно! Оказывается ребята столько много знают.
А теперь Незнайка предлагает поиграть вам в игру, которая называется «Назови верно». Незнайка будет вам задавать вопросы, а вам нужно будет подумать и дать правильный ответ. Договорились?
Ответ детей:
Да!
- Тогда слушайте первый вопрос:
- Когда мы рисовали?
- Что мы видели сегодня (вчера)?
- Куда мы пойдем завтра?
- Какое у нас сегодня было занятие?
- Кого вчера не было в детском саду?
- А сегодня эти дети пришли?
- Какую сказку мы прочитали вчера?
- Какую сказку вы хотите послышать сегодня?
- А завтра какую сказку вам прочесть?
Воспитатель:
Какие вы у меня внимательные! Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется «Весёлые зверята».
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки»
По болоту и по кочкам. из ладоней.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несёт бельчатам – деткам.
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав
Катится колючий ёжик. круглые спинки.
(Н. Нищева).
Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того Незнайка запомнил последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение:
«Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь».
Заключительная часть.
Воспитатель:
Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с изображением солнышка. Посмотрите на них внимательно. На них солнышко просыпается, встает, засыпает и спит это соответствует четырем частям суток. Так же у вас на столах лежат карточки с изображением будильника. Сейчас мы с вами будет делать будильник с частями суток. Вам необходимо вырезать каждое из солнышко и приклеить их по определенном последовательности в соответствии с частями суток.
Подведение итогов
Молодцы, ребята! Спасибо за работу. .
Конспект занятия по математике для детей средней группы:
«Формирование представлений о частях и времени суток».
Программные задачи:
Учить определять части суток по разнообразной деятельности человека и по объективным показателям;
Закреплять знания детей о последовательности частей суток;
Формировать представление о временном промежутке «сутки»;
Формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня»,
«завтра».
Оборудование: игрушечная белка, модель «сутки» с вращающейся стрелкой, модели-карточки с изображением деятельности человека в различное время суток (для показа воспитанникам) и изображение различных частей суток на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, кто к нам пришёл сегодня в гости!
(Дети обращают внимание на игрушку в руках воспитателя- белочку).
- Белочка! (отвечают дети).
Она запуталась в частях суток, и просит нас помочь ей разобраться в том, когда наступает «утро», «день», «вечер», «ночь»? Что значит «вчера», «сегодня», «завтра». Поможем ей?
Да (отвечают воспитанники).
Основная часть.
Тогда поиграем в игру, которая называется «Когда это бывает?».
Я буду вам читать стихи про части суток, а вы будете отгадывать, когда это бывает, только нужно обязательно внимательно слушать задание. Итак, начнём.
Дети просыпаются, в детский садик собираются,
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой, завтракают и играют,
Все растения поливают (утро).
- Гуляют, и играют, все игрушки собирают,
Повар сделал 100 котлет - приглашает на обед (день).
- Солнышко садится, всех зовёт угомонится.
Хочется посмотреть в тиши: «Спокойной, ночи, малыши!» (вечер)
- Дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладко – сладко.
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко малыши (ночь).
Молодцы, ребятки, вы быстро и правильно справились с заданием!
А теперь я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Назови верно». Я вам буду задавать вопросы, а вам нужно будет подумать и дать правильный ответ. Договорились?
Да!
Тогда слушайте первый вопрос:
Когда мы рисовали?
Что мы видели сегодня (вчера)?
Куда мы пойдем завтра?
Какое у нас сегодня было занятие?
Кого вчера не было в детском саду?
А сегодня эти дети пришли?
Какую сказку мы прочитали вчера?
Какую сказку вы хотите послышать сегодня?
А завтра какую сказку вам прочесть?
Какие вы у меня внимательные! Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется «Весёлые зверята».
Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки»
По болоту и по кочкам. из ладоней.
Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.
Гриб несёт бельчатам – деткам.
Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав
Катится колючий ёжик. круглые спинки.
(Н. Нищева).
А теперь, ребята, выполним следующее задание. Мы знаем, что день начинается утром, затем идёт какое время суток, Катя? Я попрошу подойти к доске Веронику и показать часть суток, которая идёт после дня… Амалию показать какая часть суток идёт после вечера… Антона какая часть суток идёт после ночи… А затем снова начинается новый день, новые сутки.
Таким образом, можно сделать вывод, что сутки состоят из четырёх частей, а именно – утро, день, вечер, ночь. Для того чтобы наша белочка запомнила последовательность частей суток повторим несколько раз одно предложение:
«Утро, день, вечер, ночь – пролетели сутки прочь».
Заключительная часть.
Ребята, перед каждым из вас лежат карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. Я буду показывать вам картинку с изображением деятельности человека, а вы определите, в какую часть суток это бывает, и поднимите соответствующую карточку.
Молодцы, ребята! Я думаю, что белочка запомнила последовательность частей суток и поняла, что значит «сегодня», «вчера», «завтра». Вы ей в этом очень помогли. Белочка благодарит вас и с нетерпением ждёт новой встречи с вами!
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Формирование представлений о дружбе у дошкольника»Дружба, являясь одним из видов межличностных отношений, реализует потребности в любви, заботе и значимости. ...
Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...
Формирование представлений о традиционных русских зимних забавах у детей старшего дошкольного возраста....
Формирование понятия времени. Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учить правильно употреблять эти термины в речи.Упражнять детей в счете до пяти. Закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо. Продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения. Развивать память, внимание, речь/Воспитывать у детей заботу о близких.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД по математике в средней группе «Время. Части суток»
Программное содержание :
Формирование понятия времени. Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учить правильно употреблять эти термины в речи.
Упражнять детей в счете до пяти. Закреплять умение раскладывать предметы правой рукой слева – направо. Продолжать упражнять детей в установлении отношений «поровну», пользуясь приемами наложения. Развивать память, внимание, речь.
Воспитывать у детей заботу о близких.
Материал:
Демонстрационный материал : Часы с картинками частей суток,
«звездочки» для игры, 5 курочек и 5 цыплят.
Раздаточный материал : Двухполосные карточки, зайчики и капуста по 5 штук на каждого ребенка.
Ход занятия
Дети из раздевалки проходят в группу и садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
(Стрелка остановилась на части суток – утро)
Воспитатель: Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается)
Какое это время суток?
Дети говорят о том, что на картинке изображено утро, зайчик просыпается.
Воспитатель: Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается.
Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинку
с его изображением и читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляная головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
«Когда просыпаются детки?» - интересуется воспитатель и показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка.
Воспитатель обращает внимание на четырех курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Воспитатель просит посчитать курочек и располагает в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? Проснулась еще одна курочка и прибежала к четырем курочкам (прикрепляет на фланелеграф еще одну курочку). Курочек стало больше, чем цыплят?»
Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек? (Считает вместе с детьми.) Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыпленка - сравните, кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыпленка.) Четыре цыпленка и пять курочек - кого меньше. (Четыре цыпленка меньше, чем пять курочек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по пять».
Воспитатель уточняет, как получилось 5 цыплят. (К 4 цыплятам добавили еще 1 цыпленка.) Затем восстанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путем убавления. («Как еще можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)
Доброе утро! Птицы запели
Добрые люди, вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Добрые люди идут по делам!
Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам?
Дети говорят, что когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята?
Дети говорят о том, что на картинке изображено, что зайчик радуется солнышку.
Воспитатель: А когда это бывает?
Воспитатель: Динь - дилень, динь – дилень наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем?
Дети отвечают, что днем они играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Не ошибись».
Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложен ных на фланелеграфе (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграть.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг - прыгают, квадрат - хлопают в ладоши, треугольник - приседают, прямоугольник - шагают на месте.
Воспитатель: Пока мы играли наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата.
Ребята, подойдите к столам. У каждого из вас есть карточка.
На верхнюю полоску положите четыре зайчика. Левой рукой придерживаем карточку, а правой считаем слева на право. Сколько у нас зайчат?
Дети отвечают, что всего четыре зайчика.
Воспитатель: Сколько зайчиков у тебя Вова? А у тебя Катя? Настя у тебя сколько зайчиков?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили?
Дети отвечают, что не всех! Остальные зайчики остались без капусты!
Воспитатель: Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Ка кое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы зайчиков и капусты стало поровну. По сколько теперь зайчиков и капусты?»
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образование полученных чисел.
Дети отвечают, что теперь капусты и зайчиков у нас поровну. Отодвигают карточки, выходят из-за стола и подходят к часам.
(Физминутка)
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево раз, направо раз
Тик-так, тик-так, тик-так!
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано?
Дети отвечают, что на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор.
Воспитатель: Какое это время суток?
Дети отвечают, что вечер.
Солнце за гору садиться,
Звезды зажигаются,
На траву роса ложится,
Вечер начинается!
Что вечером делают люди!
Дети отвечают, что вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!
Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню?
Дети отвечают, что вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.
Под аудиозапись ребята поют колыбельную песню куклам.
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись,
Время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток?
Дети отвечают, что на картинке изображена ночь.
Воспитатель: Ребята, а что вы ночью делаете?
Дети рассказывают, что ночью они спят.
Воспитатель: Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу!
Игра «Найди себе пару».
Наступила ночь. Стало темно. Зажглись звездочки на небе.
Дети берут по одной звездочке и начинают двигаться под музыку. Наступило утро. Стало светло. По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка со звездочкой такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Игра повторяется.
Воспитатель: Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем.
Дети вместе с воспитателем называют части суток.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Поиграть с друзьями,
И помочь конечно маме!
Тик-так, тик-так,
Знаем сутки мы вот так!
Поговорите с ребенком о сутках.
Знаете ли вы, из чего складываются сутки?
Из ночи и дня. Недаром говорится: "День и ночь - сутки прочь". В сутках 24 часа. За это время планета Земля совершает один полный оборот вокруг своей оси.
Знаете ли вы, что такое глобус и как он выглядит?
Это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг оси, проходящей через его центр, так же, как и Земля вращается вокруг своей невидимой оси.
На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной части Земли сияет светлый день. Земля вращается непрерывно, поэтому день и ночь сменяют друг друга.
Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни радио, ни телевидения. Из города в город люди добирались на лошадях несколько дней, недель или месяцев, в зависимости от расстояния.
Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно - утро, день, вечер, ночь.
Крестьяне узнавали время по звону церковных колоколов или по положению солнца.
Важные дела обычно начинали утром. Недаром в пословице говорится: "Утро вечера мудренее".
Послушайте стихотворение "Что такое сутки?"
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Днем светло и солнце светит,
Во дворе играют дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Небо стало розоватым -
Солнце клонится к закату,
Сумрак саду лег на плечи -
Значит, наступает вечер.
Вслед за первою звездой
Выйдет месяц молодой.
Солнце за рекою село,
Ночь пришла, вокруг стемнело.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
Помни, сын, запомни, дочь,
Сутки - это день и ночь.
Можно ли разделить сутки на четыре части?
Конечно, можно! Давайте поговорим о четырех частях суток: утре, дне, вечере и ночи.
Утром поднимается солнце, становится светлым небо, розовеют облака, просыпаются и щебечут птицы, раскрываются венчики цветов.
Чтобы образно предствить эту картинку, послушайте стихотворение "Утренние лучи",
Первый луч упал на птичку,
На синичку-невеличку.
Та проснулась: "Тень-тень-тень,
Ах, какой чудесный день!"
Луч второй упал на зайку,
Встрепенулся вмиг косой,
Поскакал он на лужайку
За росистою травой.
Третий луч зари, играя,
Разбудил кур и гусей.
Он проник сквозь щель сарая -
Сразу стало в нем светлей!
На насесте, наверху
Пробудился петушок.
ОН запел: "Ку-ка-ре-ку",
Поднял алый гребешок.
Луч четвертый поднял пчел.
Им сказал: "Цветок расцвел!"
Пятый луч проник ко мне,
Осветил мою кровать,
Пробежался по стене
И шепнул: "Пора вставать".
Давайте вспомним, что мы делаем утром?
Просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем.
После завтрака взрослые спешат на работу, ребята постарше - в школу, а малыши отправляются в детский сад или играют дома, а потом идут на прогулку.
Солнце поднимается выше, светит ярче, начинается день
День наполнен учебой, работой. В середине дня все садятся обедать. После обеда малыши отдыхают, а потом снова гуляют, играют или занимаются.
Постепенно солнце опускается ниже и ниже, и все кругом мягко обволакивают серебристо-серые сумерки. Наступает вечер. В небе появляется луна и зажигаются звездочки.
Что мы делает по вечерам?
Собираемся всей семьей за ужином и вечерним чаем, делимся новостями, рассказываем о том, что произошло днем. Кто-то читает книгу или смотрит телевизор. Словом, вечером все отдыхают после трудового дня, а потом ложатся спать.
На смену вечеру приходит ночь - время суток, предназначенное для сна.
Послушайте колыбельную песню.
Стали звездочки ясней,
Засыпай, сынок, скорей.
Может быть, тебе приснится
Яркое перо жар-птицы
Или аленький цветок.
Засыпай скорей, сынок!
В темном небе месяц светит,
Словно цветик-семицветик.
Звездный хор поет: "Бай-бай!"
Спи, сыночек, засыпай!
Зимой ночи длинные, а дни короткие. Летом, наоборот, темных ночных часов меньше, чем светлых дневных. И только в дни равноденствия - 23 сентября и 21 марта - дни и ночи равны.
Послушайте стихотворение "Столько ж света, сколько тьмы!"
Идет красная девица,
Несет в ведрах не водицу.
Улыбается сама:
В ее ведрах свет и тьма.
Заглянули в ведра мы:
Столько ж света, сколько тьмы!
Старший дошкольник должен понимать вопрос: "Какое время суток?". Можно связать время суток с распорядком дня: мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью. Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро.
Вопросы и задания:
- Сколько часов в сутках?
- На какие две части можно разделить сутки?
- На какие четыре части можно разделить сутки?
- Какое время суток самое светлое?
- Какое время суток самое темное?
- Расскажите об утре, дне, вечере, ночи.
- Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
- В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
- Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
- Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
- Скажи наоборот: утро-..; день - ..;
- Что такое равноденствие?