Владимир Филиппович Трибуц: биография. Биография После окончания ВОВ

(28.07.1900—30.08.1977) - адмирал, командующий Краснознаменным Балтийским флотом, доктор исторических наук

Владимир Филиппович Трибуц родился в Петербурге в 1900 году. Его предками были крепостные крестьяне из Минской губернии, получившие по капризу барина немецкую фамилию.

Начальное образование Владимир Трибуц получил в трехклассной школе. Затем отдали его учиться в Петровское высшее начальное четырехклассное училище. Через три года Трибуц поступает в военно-фельдшерскую школу, где были бесплатными питание и обмундирование.

Окончив школу вскоре после Октябрьской революции, Владимир Трибуц был назначен в госпиталь в Петрограде младшим лекарским помощником. В начале 1918 года он добровольно вступил в Красную гвардию, воевал под Нарвой против немцев, потом был включен в состав объединенного морского отряда под командованием Дыбенко. Так началась его флотская жизнь.

В годы гражданской войны он служил в первом Северном летучем отряде революционных моряков Балтики, участвовал в боях под Астраханью в составе вновь формируемой Астраханской флотилии. В 1919 году на Каспий были переброшены корабли с Балтики. В составе пополнения Трибуц вошел в экипаж миноносца «Деятельный». Позднее он был переведен на эсминец, затем на канонерскую лодку «Ленин». Освобождал города Баку, Махачкалу, Энзели.

После войны Трибуц был направлен на учебу в военно-морское училище им. М.В.Фрунзе. Окончив училище в 1926 году, он вернулся на Балтийский флот, получив должность командира взвода флотского экипажа, а затем был назначен на линейный корабль «Парижская коммуна» командиром башни главного калибра. На этом корабле он сформировался как военно-морской командир. Незаурядные способности и трудолюбие, любовь к флоту помогли ему быстро продвигаться по службе. В 1929 году он стал вторым помощником командира корабля и старшим вахтенным начальником.

Вскоре он перешел служить на линкор «Марат», а затем стал командиром эсминца «Яков Свердлов». И в том же 1929 году он был направлен на учебу в Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова, которую окончил в 1932 году. В 1936 году Трибуц расстается с эсминцем и переходит на должность начальника отдела штаба Балтийского флота, а в феврале 1938 года он становится начальником этого штаба. В апреле 1939 года Трибуц - командующий Краснознаменным Балтийским флотом.

Начало Великой Отечественной войны Балтийский флот встретил в определенной готовности. Командование и штаб флота успели многое сделать: были освоены новые места базирования кораблей, проведены учения, разработаны оперативные документы. По решению Трибуца еще в мае 1941 года крейсеры, эсминцы и большинство подводных лодок были переведены из передовой базы Либава в более отдаленную и лучше оснащенную средствами противовоздушной обороны Ригу. Линкор «Марат» и минный заградитель «Ока» ушли из Таллина в тыловой Кронштадт. За сутки до начала войны по приказу все части флота - корабли, авиация, береговая оборона - были приведены в боевую готовность: подводные лодки вышли на позиции, бомбардировщики вылетели для минных постановок, усилился дозор надводных кораблей. Трибуц лично побывал на многих кораблях, отдавая необходимые распоряжения. Утро 22 июня 1941 года он встретил на береговом флагманском командном пункте, оборудованном неподалеку от Таллина. Получив сообщение о том, что ближайшие к границе базы флота подверглись нападению, он отдает приказ всем соединениям об отражении нападения противника силой оружия. В тот же день начались постановка мин в устье Финского залива и развертывание кораблей для действий на коммуникациях противника.

Не все получалось так, как планировалось перед началом войны. Балтийский флот готовился к наступлению, но должен был обороняться и поддерживать сухопутные войска. Однако благодаря предвоенной подготовке уже в первые дни войны балтийцы смогли провести несколько операций на территории противника. Авиация флота нанесла мощный удар по немецкому порту Мемель и на 19 аэродромов в Финляндии и Норвегии, где базировался 5-й воздушный флот люфтваффе. А в ночь на 8 августа 15 бомбардировщиков дальнего действия сбросили бомбы на столицу Германии. Подобные вылеты повторялись вплоть до начала сентября - на Берлин было сброшено более 300 бомб.

В то же время Балтийский флот активно участвовал в создании укрепленных рубежей в районах крупных военно-морских баз, стратегических островных архипелагов. Так, были усилены оборонительные линии в районах Таллина, полуострова Ханко, на Моонзундских островах. В помощь обороняющимся фронтам создавались соединения морской пехоты. За период войны было создано 8 бригад, 4 полка и более 40 отдельных батальонов и рот морских пехотинцев. Все они находились под командованием Трибуца и по его приказу передавались в оперативное подчинение командующим сухопутными соединениями.

Сам Владимир Филиппович регулярно посещал вверенные ему части. В начале июля он прибыл на полуостров Ханко, гарнизону которого предстояло решить сложную задачу по оттягиванию на себя как можно большего количества войск противника с ленинградского направления. По приказу командующего сюда были дополнительно переведены артиллерийская батарея и корабли поддержки. На полуостров постоянно доставлялись боеприпасы и продовольствие. Морские десанты с полуострова вынудили немецкое командование перевести из-под Ленинграда более двух дивизий для борьбы с гарнизоном Ханко.

По инициативе Трибуца на морских коммуникациях противника начали применять комбинированные удары с воздуха и с моря, использую бомбардировщики, торпедные катера и эсминцы. Особенно успешно они применялись против конвоев, поставлявших немецким войскам топливо по морю к району Риги.

Когда немецкие войска вплотную подошли к главной базе флота - Таллину, по указанию Ставки Трибуц возглавил и организовал оборону города. Он понимал, что удержать его не удастся, поэтому основной задачей стало оттянуть на себя часть немецких войск и держаться максимально долго. Все попытки немецкого командования захватить с ходу город и военно-морскую базу были отражены. Только к концу августа, когда уже истощились резервы, противнику удалось прорвать оборону.

26 августа поступил приказ Ставки эвакуировать главную базу флота. Теперь на плечи Трибуца легла новая задача: организация прорыва Балтийского флота в Кронштадт. Кораблям и судам предстояло пройти свыше трехсот километров по узкому, усеянному минами заливу, который простреливался противником с обоих берегов. Им угрожали торпедные катера, подводные лодки, вражеские бомбардировщики. А собственная авиация флота, перебазировавшаяся под Ленинград, из-за ограниченного радиуса действия не могла прикрыть корабли на самом опасном участке прорыва. Адмирал Трибуц четко организовал эвакуацию морской базы. Одновременно с боями шла погрузка на корабли войск, артиллерии, боеприпасов, имущества, выставлялось минное заграждение, уничтожалось то, что не должно было достаться врагу. Трибуц распорядился вывезти запасные части для механизмов кораблей, сталь, цветные металлы, электрооборудование, провода, другое флотское имущество. (В период блокады Ленинграда это позволило почти два года ремонтировать корабли без завоза технического имущества из тыла страны.)

28—29 августа корабли флота совершили переход из Таллина в Ленинград и Кронштадт. Без потерь не обошлось. Подорвались на мине и затонули флагманский эсминец «Яков Свердлов», подводная лодка и три миноносца, несколько транспортов ушло на дно.

По прибытии в Ленинград Трибуц сразу же включился в работу. Половина личного состава кораблей была снята с них и преобразована в морскую пехоту. На самих судах остались только артиллерийские расчеты. Активно действовала авиация флота. Сам командующий флотом в новой для себя обстановке проявил незаурядное мастерство. Подчиненные ему силы действовали четко и слаженно.

С первых дней обороны города на Неве флот нес потери. Был поврежден крупнейший на флоте линкор «Марат», поврежден и сел на грунт «Минск», бомбы попали в крейсер «Киров», затонули подводная лодка М-74, буксир и транспорт. Но флот действовал. В конце октября по распоряжению Ставки началась эвакуация военно-морской базы на полуострове Ханко, находящемся в глубоком тылу противника, но продолжающем обороняться. Ее осуществление было поручено Трибуцу и проводилось в чрезвычайно сложных условиях. Однако до начала декабря с Ханко ушло 9 конвоев, доставивших в Ленинград более 22 тысяч человек, вооружение, технику и продовольствие.

Тяжелейшей блокадной зимой 1941/42 года Трибуц организовал подготовку кораблей к весенним и летним боевым действиям. Германский флот имел сильные позиции в Финском и Рижском заливах, и казалось, что выход советских подводных лодок на коммуникации немцев в Балтийском море закрыт.

А командующий Трибуц готовился активно использовать подводные лодки для атак на конвои противника. Было разработано несколько вариантов перехода и возвращения кораблей. Все это в совокупности позволило подводным лодкам действовать не только в районе Финского залива, но и достигать побережья Германии, атаковать не только транспортные, но и военные корабли. По плану Трибуца они должны были выйти в море тремя эшелонами. К началу августа 1942 года потери противника на море от действий балтийских подводников составили около 20 потопленных и поврежденных транспортов. Третий эшелон подводных лодок расширил диапазон их действия на Балтике, доведя счет до 60 транспортов и нескольких боевых кораблей противника, отправленных ко дну. Подводные корабли показали себя как мощный род сил флота, способный вести самостоятельные боевые действия с длительным отрывом от баз.

На Балтийском флоте и его командующем лежала задача по организации снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру. По распоряжению Трибуца были построены новые причалы, пирсы. Владимир Филиппович приказал направить на Ладогу в зимнее время лучших летчиков, шоферов, инженерные части, а весной грузы доставляли моряки. К навигации на ленинградских заводах построили немало барж. За лето и осень были подвезены запасы, исключавшие повторение голода, какой испытывали жители города и войска в первую зиму блокады. После январского успеха советских войск в период проведения операции «Искра» снабжение города, а соответственно и флота несколько улучшилось.

Осенью 1943 года Ставкой решался вопрос об окончательном снятии блокады Ленинграда. Перед адмиралом Трибуцем была поставлена задача по переброске 2-й ударной армии в район Ораниенбаума. Переброска должна была осуществляться скрытно от противника. Командующий флотом решил производить ее по ночам. Всего в ноябре и декабре в сложнейших условиях на Ораниенбаумский плацдарм были переброшены свыше 50 тысяч человек, 800 орудий, 200 танков и бронемашин, 25 тысяч тонн боеприпасов и других грузов, а также дивизион железнодорожной артиллерии.

В период проведения операции флот во взаимодействии с наземными войсками разрушал крупные узлы обороны противника. По распоряжению Трибуца были созданы пять ударных артиллерийских групп из дальнобойных морских орудий, ряд кораблей и железнодорожных батарей перебазировались поближе к линии фронта.

Операция под Ленинградом и Новгородом положила начало победам советской армии в 1944 году. За полтора месяца наступательных боев войска продвинулись на 150—300 километров, полностью сняли с Ленинграда блокаду. Только на первом этапе наступления балтийские артиллеристы обстреляли 876 целей. Активная десантная деятельность флота не позволила немецким войскам усилить основной фронт обороны свежими резервами.

Балтийский флот поддерживал наступающие сухопутные войска и в Выборгско-Петрозаводской операции. Во время артиллерийской подготовки орудия флота 156 раз открывали огонь по противнику. Удары также наносили морские летчики и железнодорожная артиллерия.

Под общим руководством Трибуца была проведена крупная десантная операция в районе Бьеркского архипелага. Балтийцы освобождали остров за островом, открывая доступ кораблям к глубоководному фарватеру. Эта победа давала возможность теперь свободно проходить в Ленинград и к островам Выборгского пролива. Сразу же стали действовать тральщики флота, в задачу которых входило разминирование освобожденной зоны.

Силами Балтийского флота было поддержано наступление советских войск на Карельском перешейке и в Прибалтике. Операция по переброске 100-тысячной армии на кораблях флота через Чудское озеро также была осуществлена адмиралом Трибуцем. Она дала возможность нанести удар не с нарвского плацдарма, откуда его ожидали немцы, а с тартусского, что значительно ускорило освобождение Эстонии.

Осенью 1944 года войсками Ленинградского, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов при взаимодействии с Балтийским флотом были освобождены Таллин, Рига и другие важные военно-морские базы. Теперь флот получил возможность контролировать коммуникации противника и действовать на них. Когда на немецких подводных лодках появились новые самонаводящиеся торпеды T-5 с электромагнитным взрывателем, морякам-балтийцам удалось с потопленной на мелководье подводной лодки снять две такие торпеды для изучения. Нужно было узнать секрет нового оружия и разработать способы борьбы с ним. Флотские специалисты проявили глубокие знания, минеры разобрались в приборах, в устройстве торпеды, принципах действия механизма. По просьбе британских союзников им была предоставлена возможность изучить новое секретное морское оружие непосредственно на Балтике.

В 1945 году соединения под командованием адмирала Трибуца участвовали в операциях по взятию таких укрепленных пунктов, как Мемель, Кенигсберг, Пиллау, датский остров Борнхольм. Гарнизон Борнхольма капитулировал 9 мая, и в тот же день Трибуц отдает приказ о прорыве в Либаву. Здесь и завершились боевые действия на Балтике, длившиеся от первого и до последнего дня Великой Отечественной войны.

Разработка целого ряда операций в годы войны внесла новое слово в развитии оперативного искусства и стратегического использования флота. И здесь важное место принадлежало адмиралу Трибуцу, под чьим руководством Краснознаменный Балтийский флот прошел всю войну. Боевые действия флота в годы войны были отмечены вторым орденом Красного Знамени.

Владимир Филиппович Трибуц командовал Краснознаменным Балтийским флотом до мая 1947 года. Далее он был заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС, с 1949 года - начальником Гидрографического управления Военно-Морских Сил.

В 1951 году Трибуц перешел на должность начальника кафедры и факультета Военной академии Генштаба им. К.Е.Ворошилова. С 1957 по 1960 год он работал адмирал-инспектором инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР.

В 1961 году он вышел в отставку и руководил одним из секторов Всесоюзного института научной и технической информации. Им написано четыре книги, в том числе две, посвященные войне - «Балтийцы вступают в бой» и «Балтийцы наступают». Трибуц - автор более 200 научных статей. В 1972 году он стал доктором исторических наук.

За время службы он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Трибуц был отмечен также двумя польскими орденами «Крест Грюнвальда» I класса.

Ю.Н. Лубченков. 100 великих полководцев Второй мировой


Владимир Филиппович Трибуц родился в июле 1900г. В 1917г. окончил военно-лекарскую школу в Петрограде и в декабре стал работать в Николаевском госпитале. В 1918г. он направлен на Каспийскую флотилию, где и получил первый боевой опыт. Удовлетворив просьбу о назначении на корабль, 25 марта 1920 года Трибуца определили лекарским помощником на эсминец "Деятельный".


За несколько лет службы на Каспии Трибуц участвовал в мор­ских походах, в боях на суше и на море. Моряки канонерской лодки вы­двигали его депутатом Бакинского Совета. По всем статьям военмор подходил для дальнейшей службы на флоте, да и самому ему она оказалась по нраву. В августе 1922 года грамотного юношу с группой матросов направили в распоряжение Управления Военно-мор­ских учебных заведений. 3 октября 1922 года Трибуц стал слушателем под­готовительного курса Военно-морского училища, позднее названного именем М. В. Фрунзе.

На сред­нем специальном курсе изучали мореходные науки и оружие флота, на старшем, кроме изучения теории морского дела, приобретали навыки управления артиллерийскими и торпедными стрельбами, летом уходили в практическое плавание.

Начиналось возрождение флота после разрухи Гражданской войны. В 1923 году Трибуца послали на крейсер "Аврора", который начали приво­дить в порядок. Уже в 1924 году восстановленный комсомольцами крейсер с учебным судном "Комсомолец" ходил в плавание за границу по марш­руту Кронштадт - Берген - Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Крон­штадт; среди других курсантов на борту крейсера был и В. Ф. Трибуц. Сле­дующим летом курсант проходил практику на линкоре "Парижская Ком­муна", а 6 октября 1926 года в числе 10 лучших закончил училище и был назначен помощником вахтенного начальника этого линейного корабля и командиром башни главного калибра. В 1927 году Трибуц уже вахтенный начальник. В 1928 году за добросовестную службу его удостоили По­четной грамоты РВС Морских сил Балтийского моря.

С конца 1928 года Трибуц - старший вахтенный начальник, 2-й по­мощник командира линкора. Осенью 1929 года его зачислили слушателем Военно-морской академии. До начала учебы ему довелось пройти еще одно нелегкое испытание. С Балтики на Черное море переводили "Парижскую Коммуну" и крейсер "Профинтерн". По просьбе командира линкора на время похода Трибуца вернули на ко­рабль. Он отличился в штормовом плавании и в награду получил именной маузер с надписью:

"Стойкому защитнику пролетарской рево­люции В. Ф. Трибуцу от РВС СССР". Позднее адмирал передал награду в Военно-морской музей.

За время учебы Трибуц стажировался на различных кораблях и в час­тях, побывал в заграничном плавании на теплоходе "Кооперация". Акаде­мию он закончил в апреле 1932 года по первому разряду, был назначен старшим помощником линкора "Марат", ставшего отличным кораблем. Участвовал в учениях и под флагом командующего Балтийским флотом Л. М. Галлера ходил в Польшу (1934).

В декабре 1934 года Трибуца назначили командиром эсминца "Яков Свердлов", бывшего "Новика", прославленного действиями в Первую мировую войну. Владимир Филиппович позднее вспоминал: "Назначение свое я встретил с радостью и гордостью. Командовать кораблем - это большая, ответ­ственная и почетная задача. С большой энергией принялся я за изучение организации корабельной службы, оружия корабля, методов его приме­нения, более детально стал изучать наставления по использованию ко­раблей такого класса. Мне нужно было освоить управление кораблем, выходы из гавани, постановку к стенке, совместное плавание в составе дивизиона, в охранении линейных кораблей". Вскоре Трибуц сделал эс­минец лучшим кораблем этого класса на Балтике. Заслуги командира были оценены орденом Красной Звезды.

Более командовать кораблями не доводилось, так как в даль­нейшем его опыт и способности использовали на штабной работе. В конце 1936 года капитана 2-го ранга по предложению И. С. Исакова, нового на­чальника штаба КБФ, назначили начальником отдела боевой подготовки Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). В январе 1938 года Трибуца вызвал Сталин, в длительной беседе вы­яснил его знания и мысли. В феврале 1938 года последовало назначение начальником штаба КБФ. На флоте изучали новый БУМС-37. Командиры ко­раблей, подводных лодок, авиаторы учились тактике совместных действий, отрабатывали действия разно­родных сил.

В апреле 1939 года флагмана 2-го ранга назначили командующим КБФ, в начале 1940 года присвоили звание флагмана 1-го ранга. Трибуц стал одним из самых молодых командующих флотами. Ему пришлось осваивать новые корабли и подводные лодки. Несмотря на молодость, полученный разносторонний опыт помог справиться с весьма сложными задачами.

После подписания советско-германского Договора, уже в ходе начавшейся Второй мировой войны, Трибуц участвовал в переговорах о предоставлении военно-морских баз в Прибалтике. Вско­ре флот смог дислоцироваться в Таллине, Палдиски, Риге, Лиепае. В июле 1940 года главная база флота была перемещена из Кронштадта в Таллин. Туда же переехал и командующий.

Огромные усилия потребовались для подготовки новых портов для базирования боевых кораблей, создания береговой обороны, аэродромов, связи и прочей инфраструктуры флота.

Первый военный экзамен Трибуц сдал в конфликте с Финляндией. Зимняя кампания 1939-1940 годов заставила принимать неординарные решения. Подводные лодки и надводные корабли действовали, несмотря на ледовые условия, что пригодилось позднее, в годы более серьезных испытаний. Флот овладел островами в Финском заливе. В марте 1940 года в наркомате обороны Владимир Филиппович выступил с док­ладом, обобщив полученный опыт. За успешные действия КБФ он получил орден Ленина и звание вице-адмирала.

Летом 1941 года все явственней становилась неизбежность войны с фашистской Германией. Трибуца беспокоило, что основные силы флота (отряд легких сил, отряд торпедных катеров, бригада подводных лодок и другие корабли) базируются вблизи границы, в Либаве (Лиепае). Тесно стоящие в гавани корабли представляли хорошую цель для авиации. В мае 1941 года командующий получил разрешение наркома ВМФ перевести часть сил в Рижский залив. Позднее Н.Г. Кузнецов писал: "Июнь с первых же дней был необычайно тревожным, буквально не проходило суток, чтобы В. Ф. Трибуц не сообщал мне с Балтики о каких-либо зловещих новостях. Чаще всего они касались передвижения около наших границ немецких кораблей, сосредоточения их в финских портах и нарушения нашего воздушного пространства". Командующий знал, что германские торговые суда спешно покида­ют советские порты, что в море замечено движение подводных лодок. Тревогу вызывало и неожиданное прекращение достройки купленного у Германии крейсера "Лютцов". Несмотря на указания из столицы не под­даваться на провокации, вице-адмирал принимал меры предосторожно­сти. 16 июня были выставлены дополнительные корабельные дозоры. Спешно достраивали береговые укрепления и батареи. Одна­ко сухопутное командование не предполагало прорыва неприятеля в глу­бину территории СССР, и к началу войны план прикрытия военно-мор­ских баз с суши не был утвержден. Единого командования обороной Моонзундских островов и других прибрежных пунктов не было.

События развивались стремительно. Только в ночь на 22 июня он получил приказ оставить в Рижском заливе крейсер и дивизион эсминцев, остальные эсминцы и крейсер вывести в Таллин, а линкоры держать в Кронштадте, но это сделать уже не успели.

19 июня Военный совет КБФ решил привести флот в повышенную боевую готовность. Трибуц позвонил Н. Г. Кузнецову и предложил заранее начать минные постановки в Финском заливе. Тот одобрил принятые меры, но предложил с минными постановками подождать. В Москве еще надея­лись на мирный исход событий. 21 июня командующий знал, что после заграждения минными полями входов в свои порты Мемель, Пиллау, Кольберг гитлеровцы начали ставить мины в советских территориальных водах. КБФ мины пришлось ставить уже после начала боевых действий. Несколько кораблей и судов погибли на заграждениях, поставленных противником в мирные дни.

В 17.00 21 июня командующий направил командирам частей, соеди­нений и кораблей телеграмму с указанием держать дежурные корабли и части, находящиеся в боевом ядре, готовыми в любой момент использовать оружие.

Военный совет КБФ под свою ответственность разрешил самолетам и зенитной артиллерии открывать огонь без предупреждения по самоле­там-нарушителям.

В субботний вечер 21 июня Трибуц бодрствовал. В 23.15 позвонил Н. Г. Кузнецов, сообщил о возможном нападении и приказал перевести флот на готовность № 1. Вскоре отработанный в мирное время приказ был выполнен. Погасли маяки и створные огни, штаб готовился к пере­езду на остров Суурупи, западнее Таллина, где подготовили береговой командный пункт флота. Оставалось только ждать. После 3.20 командую­щий получил первые сообщения о нападениях на советские суда, прика­зал идущим в море транспортам зайти в порты. О нападении гитле­ровцев вице-адмирал немедленно сообщил в Москву. В 5.17 Трибуц подписал теле­грамму всем соединениям, частям и кораблям: "Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать противника".

В первые часы потерь на кораблях не было. Началось развертывание флота по планам мобилизации. Теперь уже из Москвы звонили и торопи­ли с минными постановками, которые под прикрытием береговых бата­рей должны были перекрыть Финский залив. К вечеру 22 июня суда с минами вышли в море. Из Рижского залива для прикрытие вышел крейсер "Максим Горький", эсминцы "Гневный", "Гордый" и "Стерегущий". Однако на подходах к указанному району эсминец и крейсер подорвались на минах. "Гневный" пришлось затопить, а для спасения крейсера, у которого оторвало нос, Трибуц послал отряд кораблей и авиацию. К 30 июня были выставлены 3500 мин и минных защитников, вместе с батареями на Осмуссаре и Ханко составившие непроходимый для про­тивника рубеж.

Неприятель вел наступление по суше, и 24 июня была окружена Либава (Лиепая). Трибуц приказал оборонять базу до последней возможности, но вскоре стало ясно, что дальнейшая оборона невозможна. 26 июня поступил приказ оставить базу, в которой были сосредоточены огромные запасы для флота. Командующий выехал в Ригу, над которой нависла опасность. Собрав совещание в Усть-Двинске, он приказал немедленно вывезти все, что можно, на боевых кораблях и вспо­могательных судах, а остальное уничтожить. В ночь на 28 июня крейсер "Киров", 6 эсминцев, более 20 транспортов с грузами ушли на восток, за ними последовали подводные лодки с плавбазой "Смольный". Эвакуация оказалась своевременной: 1 июля гитлеровцы взяли Ригу.

В мирное время балтийцы под руководством своего командующего готовились бороться с флотом противника, но неприятель­ский флот активности не проявлял. Морякам пришлось столкнуться с активными постановками мин, в том числе с неконтактными взрывателями, к чему тральные силы технически были не готовы. Не хватало тральщиков. Основной силой стала авиация, которая помогала остановить гитлеровское наступление на суше.

Отступление сухопутных войск потребовало от флота участия в обороне своих баз с суши. 29 июня нар­ком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал отстаивать Моонзундские острова. В подчинении флота оказалась и база Ханко. Все это пришлось оборонять в условиях, когда самому флоту угрожала опасность.

6 июля начальник штаба флота Ю. А. Пантелеев доложил Трибуцу, что между наступающими к Пярну немецкими войсками и Таллином со­ветских частей нет.

Командующий приказал вывести из строя порт Пяр­ну; это удалось сделать, затопив несколько судов. Связи с 8-й армией не было. В июле - августе командующий лично возглавил оборону Таллина. Пока высланные вперед части сдерживали противника, с 17 июля под городом создавали три линии обороны. Несмотря на недостаток войск, Трибуц рассчитывал удержать базу.

10-11 июля вице-адмирал побывал на Ханко, убедился в том, что защитники стойко держатся против неприятельских атак и обстрела. Он поставил задачу оттянуть как можно больше сил противника и обещал помощь. Вскоре на Ханко прибыли торпедные катера, 100-мм орудия и многое другое.

Вечером 12 июля на подходах к Ирбенскому проливу был обнаружен неприятельский конвой, и Трибуц решил разгромить его, используя раз­личные боевые средства. Сначала конвой обстреляла батарея с полуостро­ва Сырве, утром 13 июля удар нанесли торпедные катера, а за ними - бомбардировщики. Конвой полностью разгромить не удалось: эсминцы его так и не нашли. Однако при всех видимых недостатках неприятелю удалось нанести крупные потери и поднять дух моряков.

Ввиду продвижения противника потребовалось создать новую минно-артиллерийскую позицию с батареями на островах Гогланд, Лавенсаари, Большой Тютерс. Для постановки мин Трибуц приказал создать соединение под названием "Восточная позиция" из минных, сетевых заградителей, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков и морских охотников. К концу июля несколько тысяч мин перегородили Финский залив.

В ночь на 8 августа 1941 года советские бомбардировщики с аэродро­ма Кагул на острове Сааремаа совершили первый налет на Берлин. Они продолжали налеты до 5 сентября, сбросив более 300 бомб. Все необходи­мое им доставляли корабли. В организации этих действий активное участие принимало командование флота.

К концу июля германское командование было вынуждено повернуть часть сил с Ленинграда на Эстонию, чтобы выполнить указания Гитлера: истребить советские войска и не дать им эвакуироваться из Таллина. Вви­ду усилившегося нажима противника 7 августа Трибуц доложил о сло­жившемся положении. 15 августа было принято решение подчинить 10-й корпус командующему флотом. На него возложили оборону главной базы. Используя артиллерию кораблей и отряды морской пехоты, удавалось удерживать Таллин, из которого вывозили материальные ценности. Так как фронт продвинулся далеко от Таллина, 26 августа Ставка разрешила эвакуи­ровать город. Расчеты и подготовку операции проводили под обстрелом неприятеля. Трибуц сохранял транспортные средства рассредоточенными в бухтах и, когда поступил приказ эвакуировать главную базу, эти суда и боевые корабли приняли всех, кого предстояло вывезти.

Был у вице-адмирала и другой замысел: перевезти войска с Ханко и Моонзундских островов в Таллин и объединенными силами начать на­ступление в сторону Нарвы. 20 августа он предложил этот план, но с ним не согласились: штаб Северо-Западного направления считал постановку вопроса преждевременной, но вскоре вопрос и вовсе отпал. Однако и тогда, и после войны Трибуц считал, что в сложившейся ситуации мож­но было надеяться на успех.

В Таллине собралось около 200 кораблей и судов, которым предстоя­ло пройти 321 километр по заливу, берега которого были у противника. Следовало ожидать как атак катеров, так и налетов авиации, и минных постановок на фарватере. В то же время на помощь своей авиации, пере­летевшей под Ленинград, в районе от Таллина до Гогланда рассчитывать не приходилось.

За несколько дней до начала операции на Гогланде была сформирована группа кораблей прикрытия для контроля за фарватерами и несения до­зорной службы. Немногочисленные тральные силы провели контрольные траления на отдельных участках фарватера. Военный совет принял пред­ложение начальника штаба флота Ю. А. Пантелеева вести суда и корабли по наиболее удаленному от берегов среднему фарватеру. С начала войны по нему прошли 223 конвоя с малыми потерями. Для перевозки войск были сформированы 4 конвоя во главе с опыт­ными офицерами. Боевые корабли составили главные силы, отряд при­крытия и арьергард. Трибуц поднял флаг на крейсере "Киров". На лидере "Минск", флагмане отряда прикрытия, был флаг контр-адмирала Пан­телеева. Арьергардом командовал командир минной обороны флота контр-­адмирал Ралль.

В ночь на 28 августа 23-тысячный гарнизон был погружен на суда. Знаменитый Таллинский прорыв дорого обошелся. Сказался недо­статок и тральщиков, и авиации. Тем не менее большинство судов и ко­раблей спаслись и внесли значительную вклад в оборону Ленинграда.

Зимой 1941-1942 годов флот помогал войскам, оборонявшим се­верную столицу, и готовился к следующей кампании. Весной, по замыслу Трибуца, подводные лодки, несмотря на противодействие неприятеля, прорывались на Балтику и топили суда, нарушая перевозки гитлеровцев, пока противник не перекрыл устье Финского залива минами и сетями, усилив их маневренными силами - катерами и самолетами.

Флот продолжал жить, не­смотря на блокаду. Моряки вели контрбатарейную борьбу, помогали вой­скам отбивать наступление противника, зимой и летом обеспечивали пе­ревозки по Ладоге. Когда же развернулось наступление на запад, флот также принял в нем участие. Трибуц лично руководил освобождением Моонзундских островов и Выборгской операцией. 23 сентября 1944 года он вернулся в Таллин. Вскоре подводные лодки и катера флота вышли на неприятельские коммуникации, во взаимодействии с авиацией нарушая эвакуацию разгромленных группировок противника.

Война завершилась. Получивший в 1943 году звание адмирала В. Ф. Три­буц продолжал командовать КБФ. После создания на театре двух флотов он до весны 1947 года командовал 8-м флотом. Приходилось руководить очисткой Балтики от мин, восстановлением баз, ремонтом кораблей и массой дел, необходимых в мирное время, чтобы флот в годы войны оказался боеспособен.

28 мая 1947 года адмирала назначили заместителем главнокомандую­щего войсками Дальнего Востока по морским силам, но уже через год отозвали в Москву. С весны 1949 года он - начальник Гидрографического управления ВМФ СССР, затем несколько лет заведовал кафедрой в Ака­демии Генерального штаба, с 1957 года до отставки в 1961 году служил в Главной инспекции Министерства обороны.

Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский дал ему следующую аттестацию: "Адмирал Трибуц В. Ф. - культурный, всесторонне развитый, бое­вой адмирал. Обладает глубокими знаниями военно-морского дела, бога­тым командно-практическим и боевым опытом, а также высокой подго­товкой в области оперативного искусства и тактики высших соединений военно-морских сил. Хорошо знает службу и работу штабов соединений флота. Имеет ученую степень кандидата военно-морских наук.


Не останавливаясь на достигнутом, продолжает систематически ра­ботать над собой, расширяя свой кругозор в области военных и полити­ческих знаний. Военно-морское дело любит и работает с душой, проявляя при этом богатую инициативу. Тщательно готовится сам и подготавливает свой аппарат для проведения работ, связанных с инспектированием, ко­торое проводится на высоком уровне. Умеет хорошо организовать и обес­печить выполнение поставленных задач. При проведении мероприятий настойчив, принципиален, объективен и справедлив. В таком же духе воспитывает и своих подчиненных.

Трудолюбив и работоспособен. Дисциплинирован и умело поддержи­вает дисциплину у подчиненных. Свои взаимоотношения с ними строит на деловой основе. Пользуется большим авторитетом у подчиненных и офицеров флота. Принимает деятельное участие в партийно-политиче­ской работе".

Эта характеристика 24 мая 1960 года была утверждена аттестацион­ной комиссией Министерства обороны под председательством Маршала Советского Союза А. А. Гречко.

За службу Отечеству флотоводца наградили 2 орденами Ленина, ор­деном Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орде­нами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Крас­ной Звезды и многими медалями.

С февраля 1961 года Трибуц находился в отставке. Адмирал много занимался историей советского флота, в первую очередь Балтийского, подготовил свыше 200 публикаций, в том числе книги "Подводники Бал­тики атакуют" (1963), "Балтийцы наступают" (1968), "Балтийцы вступа­ют в бой" (1972), "Балтийцы сражаются" (1975). По совокупности науч­ных трудов его удостоили звания доктора исторических наук.

Адмирал Трибуц Владимир Филиппович - человек, прошедший нелегкий жизненный путь, командир Балтийского флота, один из основателей советских Он внес огромный вклад в победу над фашистской Германией и сделал все для того, чтобы укрепить мощь СССР.

Юность

Трибуц Владимир Филиппович, биография которого уникальна, родился 15 июля 1900 года в Петербурге. Несмотря на бедность его родителей и постоянное недоедание, он сумел окончить несколько классов начальной школы и после продолжить платное обучение в Петровском училище.

Итогом учебы стало поступление Владимира в военно-фельдшерскую школу. Здесь он всегда был одет, обут и накормлен. Обучение уже было бесплатным. Сдав экзамены, Трибуц проходил службу в одном из госпиталей Петрограда.

Начало службы

В 1918 году Владимир принимает решение отправиться на фронт. Во время ведения боев против немцев под Нарвой он попадает в отряд балтийских Это дало ему возможность позже отправиться на Каспийское море и проявить себя в сражениях за города кавказского региона.

В 20-х годах Владимир начинает обучение в военном морском училище и, окончив 2 курса, получает должность командира флотского взвода на "Парижская коммуна". Здесь он сумел проявить себя как целеустремленный и трудолюбивый командир, готовый на все ради флота. Буквально за три года Трибуц сумел дослужиться до помощника командира корабля. После он был переведен на боевой корабль "Марат", и в конце концов стал командиром этого миноносца.

Командующий Балтийским флотом

Через четыре года после успешного обучения в морской академии Владимир Филиппович становится начальником штаба Балтийского флота, а через два года он занимает должность командующего Балтийского флота. Он находился в Талине, когда произошло нападение фашистской Германии и их союзников на СССР. Таллин на время стал опорным пунктом Балтийского флота. Несмотря на осведомленность о нападении немцев, флот вынужден был эвакуироваться со своей базы, и в августе 1941 года корабли прибыли в Кронштадт. Адмирал Трибуц, фото которого сейчас украшает БПК, названный в его честь, на отлично справился с этой задачей.

Этот отступление стало тяжелым испытанием для адмирала. Вся морская эскадра двигалась вдоль мыса Юминда, подвергаясь обстрелам противника и налетам авиации. Ситуация усугубилась, когда флот попал на В итоге за несколько часов было потеряно множество людей, три эсминца и много транспортных кораблей. Отстоявшись ночью и приведя корабли в нормальное состояние, на утро флот двинулся вновь. К вечеру флот с большими потерями прибыл к месту назначения.

По прибытии в Ленинград Жуков Г.К., который на тот момент возглавлял его оборону, приказал вывести корабли на Неву и прикрывать 42-ую армию, уничтожая живую силу и технику противника. Большую часть матросов с кораблей было приказано немедленно отправить на оборону города. Это был серьезный удар и трудное решение для командующего флотом, но адмирал Трибуц должен был его принять, так как другого выбора не было.

В 1942 году Трибуц настоял на ремонте кораблей и строительстве новых судов. Было необходимо возрождение флота и набор новых специалистов по обслуживанию кораблей. В это же время силами Балтийского флота и морской авиации поддерживалось существование дороги жизни через Ладогу и пресекались все попытки немцев завладеть Балтийским морем.

Следующим испытанием, которое с честью преодолел адмирал Трибуц, было освобождение Ленинграда и переброска армии к берегам Балтийского моря. Вся операция началось под покровом ночи, а закончилась на рассвете, когда по укреплениям противника начала работать артиллерия. За два месяца работы артиллерии Балтийского флота, авиации, маневренных действий как флота, так и сухопутных войск, удалось снять блокаду с Ленинграда.

После окончания ВОВ

После Трибуц продолжал руководить действиями флота в Балтийском море. Под его руководством освободили Кенигсберг, крепость Пиллау. По завершении войны Владимир Филиппович участвовал в разминировании морских рубежей СССР.

Он продолжил службу и делал все для того, чтобы укрепить мощь советского флота. Он передавал свой бесценный боевой и командирский опыт молодым офицерам, приветствовал техническое переоснащение действующих кораблей и строительство новых. Умер адмирал Трибуц, биография которого изучается всеми курсантами военно-морских училищ, 30 августа 1977 года.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» относится к БПК проекта 1155 (по классификации НАТО - Udaloy). Проект 1155 был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. Назван в честь советского адмирала Владимира Трибуца.

БПК «Адмирал Трибуц» был построен на заводе им. А. А. Жданова (в настоящее время судостроительный завод «Северная верфь») в Ленинграде. Заложен 19 апреля 1980 года под строительным номером 733. Спущен на воду 26 марта 1983 года. Вошел в строй 30 декабря 1985 года. Вошел в состав Тихоокеанского флота 15 февраля 1986 года.

Основные характеристики: Полное водоизмещение 7480 тонн, стандартное 6840 тонн. Длина 163 метра, ширина 19 метров, осадка 7,8 метра. Скорость хода 29,5 узлов, экономичная 14 узлов. Экипаж 293 человека, в том числе 35 офицеров. Дальность плавания 6882 морские мили при экономичной скорости 14 узлов. Автономность плавания 30 суток.

Энергетическая установка: Двухвальная, 4 газовые турбины, 61000 л.с. (2 маршевых ГТУ М-70 по 8000 л.с. и 2 форсажных ГТУ М-8КФ по 22500 л.с.)

Вооружение:

Артиллерия: 2 × 1 - АК-100 (одноствольная корабельная артиллерийская установка).

Зенитная артиллерия: 4 × АК-630М (шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка).

Ракетное вооружение: 8 × 8 - ПУ ЗРК «Кинжал» (зенитно-ракетный комплекс морского базирования).

Противолодочное вооружение: 2 × 4 - ПУ ПЛРК «Раструб» (универсальный ракетный комплекс).

Минно-торпедное вооружение: 2 × 4 - 533-мм ТА, 2 × 12 РБУ-6000 (реактивная бомбометная установка).

На борту располагаются 2 вертолета Ка-27.

Бортовые номера: 415 (с 1985 года), 472 (с 1987 года), 592 (с 1988 года), 552 (с 1992 года), 564 (с 1993 года).

В 1980-1990 годах нёс боевую службу в Индийском океане и Персидском заливе.

В 2001 году корабль совершил визит в порт Сосебо (Япония), в 2004 году совершил визит в порт Ипгхоп (Республика Корея)

В 2005 году в составе ОКБ ТОФ корабль совершил дальний морской поход с деловым визитом в Вишакхапатнам (Индия), где 14 и 20 октября принял участие в совместном Российско-Индийском учении «Индра-2005», после чего посетил ряд портов: 28 октября - порт Танжиприок (Индонезия), 04 ноября - ВМБ Черги (Сингапур), 15 ноября - порт Саттахип (Таиланд) и 27 ноября - порт Дананг (Вьетнам).

С 30 июля по 15 октября 2009 года в составе отряда Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир «МБ-99») участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. За время патрулирования в Аденском заливе проведены 13 караванов, 101 судно из 26 стран мира. Дальний поход длился 141 сутки (с 29 июня по 16 ноября 2009 года). Деловые заходы в порты Виктория (Республика Сейшельские острова), Келанг (Малайзия). 16 ноября прибыл во Владивосток.

С 29 июня по 08 июля 2010 года принял участие в морской части оперативно-стратегических учений (ОСУ) Восток-2010. В рамках первого эпизода с борта корабля в воздух был поднят вертолёт Ка-27ПЛ, который обнаружил подводную лодку «противника» и передал данные о ней на корабли противолодочного охранения корабельной ударной группы (КУГ) - тяжёлый атомный ракетный крейсер Северного флота, гвардейский ракетный крейсер Черноморского флота и корабли охранения. В четвертом эпизоде артиллерийским огнем прикрывал высадку морского десанта.

25 июля 2010 года корабль принял участие в параде кораблей на рейде Амурского залива во Владивостоке в рамках празднования Дня Военно-Морского флота России.

27 июля 2010 года в заливе Петра Великого Японского моря совместно с большим противолодочным кораблем , эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу» Морских сил самообороны Японии принял участие российско-японских учениях по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие в открытом море.

15 января 2012 сформирован 7-й по счету отряд в составе БПК, морского буксира «МБ-37», танкера «Печенга», для несения службы по охране судов в Аденском заливе. 26 марта завершена 3-х месячная служба отряда, проведено 5 конвоев. Корабль зашел в порт Хошимин 11 апреля, затем отправился в воды Желтого моря для проведения российско-китайских учений «Морское взаимодействие 2012». 24 апреля - начало совместных учений с Китаем, с участием с российской стороны трёх кораблей - , «Адмирал Трибуц», в учениях разыграны условия по отражению воздушных атак, штурм вод, опасных от подводных лодок, осуществлены практические пуски из РБУ, нанесение ударов по морским целям, проведены поисково-спасательные действия по спасению захваченного судна.

20 февраля 2013 года глава города Владивостока Игорь Пушкарев на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц».

В 2014 году встал на плановый ремонт на «Дальзаводе».

По сообщению от 13 апреля 2016 года проходит испытания. В июле в боевой состав Военно-Морского Флота после проведения ремонта и восстановления технической готовности на предприятии «Дальзавод», и продолжит выполнять задачи в составе Тихоокеанского флота. По сообщению от 12 сентября в составе отряда кораблей ТОФ в порт Чжаньцзян (Китайская Народная Республика) для участия в совместном российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2016». По сообщению от 05 октября в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота после участия в совместном российско-китайском учении «Морское взаимодействие-2016». По сообщению от 17 октября в составе отряда кораблей Тихоокеансеого флота покинул Владивосток для выполнения задач боевой службы в Тихом океане. По сообщению от 01 ноября в составе отряда кораблей ТОФ в Республику Индонезия, где примет участие в международной выставке вооружений «Индо Дефенс-2016», которая состоится со 02 по 05 ноября текущего года в городе Джакарта. 06 ноября визит в Республику Индонезия. По сообщению от 21 ноября в составе отряда боевых кораблей выполнять задачи дальнего морского похода в Тихом океане. По сообщению от 06 декабря в составе отряда кораблей ТОФ в порт Саттахип Королевства Таиланд., 14 декабря в порт Вишакхапатнам Республики Индия для участия в совместном военно-морском учении «Индра Нэви-2016», активная фаза которого пройдет с 19 по 21 декабря в акватории Бенгальского залива. 02 января 2017 года в порт Манилы, столицы Филиппин, с шестидневным дружественным визитом. 06 января борт корабля президен Филиппин Родриго Дутерте (Rodrigo Duterte). 13 января с визитом в порт Пусан, Южная Корея, который 18 января. По сообщению от 21 января с визитом в порт Майдзуру (Япония). По сообщению от 23 января в совместном учения по маневрированию близ порта Майдзуру, к северу от Киото. С японской стороны задействованы эсминец-вертолетоносец («Хюга») и корабль обеспечения «Хиути». 25 января во Владивосток из дальнего похода.

По сообщению от 08 февраля 2017 года в морских полигонах боевой подготовки флота отразил воздушный авианалет условного противника, роль которого выполняли три истребителя Су-35С ВВС Восточного военного округа. По сообщению от 15 июня экипажи противолодочных и поисково-спасательных вертолетов Ка-27 авиабазы морской авиации Тихоокеанского флота посадки и взлеты на палубу корабля. По сообщению от 31 августа совместно с БПК во взаимодействии с корабельными вертолётами Ка-27 морской авиации флота по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника с использованием торпедного вооружения. Роль условного противника играла дизель-электрическая подводная лодка Тихоокеанского флота. По сообщению от 17 сентября

На военной. службе в ВМФ с 1918 года. Окончил Военно-фельдшерскую школу (1917), Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (1926), Военно-морскую академию (1932). В годы Гражданской войны участвовал в боевых действиях в составе Волжско-Каспийской военной флотилии, фельдшер. После войны служил в Морских силах Каспийского моря. В 1926–1929 годах и 1932–1936 годах занимал командные должности на линейных кораблях БФ «Парижская коммуна» и «Марат», командовал эсминцем «Яков Свердлов». С 1937 года – начальник отдела штаба, с февраля 1938 года – начальник штаба БФ, а с апреля 1939 года по март 1946 года – командующий БФ. Участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 года.

В первый период Великой Отечественной войны успешно руководил действиями сил флота, который содействовал сухопутным войскам на приморских направлениях, в обороне Таллина, Ханко, Моонзундского архипелага (1941), нарушал коммуникации противника в Балтийском море. Организовал и возглавил переход в августе 1941 года сил флота из Таллинна в Кронштадт и Ленинград в сложной минной обстановке и при господстве противника в воздухе.

В.Ф. Трибуц принимал активное участие в организации и осуществлении обороны Ленинграда на всех её этапах (1941-1943): умело взаимодействовал с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной Армией; использовал подводные силы флота для нарушения коммуникаций врага в Балтийском море и для борьбы с тяжелой и сверхтяжелой артиллерией противника, обстреливавшей город. На флоте по его инициативе были созданы группы морской артиллерии, которые совместно с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные ответные удары и уничтожали наиболее активные вражеские батареи. В 1943–1944 годах участвовал в разработке и проведении операций по прорыву блокады и разгрому противника в районе Ленинграда, а также в Выборгской, Свирско-Петрозаводской наступательных операциях, в ходе которых содействовал войскам Ленинградского и Карельского фронтов огнём кораблей и береговой артиллерии, высадкой морских тактических десантов, действиями морской авиации.

В дальнейшем В.Ф. Трибуц руководил силами флота в десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага, по оказанию содействия приморским флангам в наступательных операциях в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании. С марта 1946 года до мая 1947 года командовал 8-м ВМФ.

В 1947–1948 годах – заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС, с 1949 года – начальник Гидрографического управления ВМС, с 1951 года – начальник кафедры, с 1953 года – факультета Высшей военной академии (Военной академии Генштаба). В 1957–1960 годах – адмирал-инспектор инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР. Вёл большую научно-исследовательскую работу по обобщению боевого опыта БФ в Великой Отечественной войне. Автор более 50 военно-исторических трудов, в том числе 4-х монографий. С февраля 1961 года – в отставке.

Депутат Верховного Совета СССР II созыва.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Нахимова I степени, Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами.

Tributs--merde
Sergo 01.09.2006 03:55:49

А я читал, что Трибуц поспособствовал неубедительным действиям советского флота на Балтике и саботировал приказы командования. На счету бездаря или саботажника -- тысячи жизней и сотни потопленных судов.


Трибуц - убийца!
Николай 02.05.2015 03:37:52

Полностью согласен с предыдущим автором. Неудавшийся местечковый фельдшер, при покровительстве Исаакова, Жданова и некоторых других одиозных руководителей выбился в командующие флота и сделал всё, чтобы уничтожить около 40 ПЛ, 150 ТЩ, весь транспортный флот на Балтике. Недаром архив флота в Москве не открывают и не переводят в Гатчину, выяснились бы интересные факты об алкоголизме его, мародёрстве в Таллине в августе 1941 г. поспешных сдачах немцам Лиепаи, Риги. Угроблено в этих пунктах масса людей, в Моонзунде - более 5 тыс., в Таллине - более 5 тыс., при эвакуации Ханко тоже 5 тыс. Всё этот негодяй сделал, чтобы войну с немецкими крейсерами и линкором заканчивали ска, тка, ктщ. Жаль, что Сталин не хлопнул его. Ещё в 1941 г. Жаль...

Последние материалы раздела:

Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный
Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный

Гибискус, иначе называемый китайской розой, популярное декоративное растение с красивыми яркими цветами. На данный момент выведено множество...

Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек
Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек

Рододендрон самостоятельно формирует куст красивой формы, дополнительного воздействия на него не требуется. Обрезку проводят лишь в двух случаях:...

Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик
Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик

Здравствуйте, мои дорогие мамочки! Сегодня хочу вместе с вами разобраться с таким вопросом: нужен ли пеленальный стол? Меня постоянно спрашивают о...