Работы художника П. фон Гесс

Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess, 1792, Дюссельдорф - 1871, Мюнхен) - баварский придворный художник, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге.

Старший сын Карла Эрнста Кристофа Гесса, баварского придворного гравёра по меди, от которого получил первые уроки гравирования. В 1806 году поступил в мюнхенскую Академию художеств, первоначально занимался пейзажем, под влиянием А. Адама в 1813-1815 гг. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен.

Итогом похода стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817). Позднее создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 гг.: «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все 1819 г.), «Грабящие казаки», «Оборона моста у Ганау генералом К. Паппенхаймом» (обе 1820 г.), «Бивуак австрийских войск» (1823 г.), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829 г.) и др.

В 1831 г. сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навилию и торжественный въезд в Афины (два полотна находятся в мюнхенской «Новой пинакотеке»); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и выполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах мюнхенского Хофгартена.

В 1839 году Гесс получил приглашение от императора Николая I посетить Россию. 21 мая 1839* года на корабле «Николай I» художник вместе с сыном Эугеном прибыл в Петербург. Первый месяц ушел на знакомство с соотечественниками, с городом и его достопримечательностями. 18 июня во время аудиенции в Царском Селе Гесс наконец узнал, зачем его вызвали - от него ждали серию картин, изображающих главные сражения русской армии с Наполеоном. Для баталиста академической школы это был бы обычный заказ, если бы не одно «но», что Гессу тут же дали понять. При исполнении таких картин «государь требовал от художников строгой исторической верности». Вместе Эугеном, полковником генерального штаба Яковлевым и генералом Л. И. Килем художник отправился в поездку по местам сражений 1812 г., сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). С 13 июля по 5 сентября продолжалось это путешествие длиною более 2000 верст.

16 октября в Царском Селе Николай I рассмотрел рисунки и эскизы Гесса и одобрил их. Воспользовавшись благоприятным моментом, художник просил освободить его от обязательства оставаться в Петербурге на год и получил разрешение вернуться домой, с условием, что в течении семи лет Гесс выполнит заказ императора на восемь больших картин. Срок оказался недостаточным. Последнюю «большую» картину Гесс закончил только в 1852 году.

В 1932 году восемь картин Гесса из Эрмитажа передали в образцовый ночной санаторий при 35-м военно-морском госпитале в Кронштадте, предназначенный для оздоровления и лечения без отрыва от служебных обязанностей начсостава Балтийского флота. Вернулись в музей в 1946 году только семь картин.

*Все даты пребывания Гесса в России указаны по старому стилю.

Герман Иванович Гесс (фр. Germain Henri Hess; 26 июля 1802, г. Женева – 1 декабря 1850, г. С.-Петербург) - выдающийся ученый-химик, основатель термохимии, адъюнкт Петербургской Академии наук, путешественник. Сформулировал основной закон термохимии - «закон постоянства сумм теплот», являющийся приложением закона сохранения энергии к химическим процессам. В середине 1820-х работал в врачом. Определил свойства соли, добываемой в .

Энциклопедическая справка

Родился в Швейцарии в семье художника. Вскоре отец переехал в , получив место гувернера в дворянской семье под Москвой. В 1805 к нему приехала семья. В 1817 родители переехали в Дерпт (Тарту), где Г.И. Гесс окончил гимназию, а в 1822 поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В стенах университета началось его увлечение химией.

Осенью 1825 с отличием окончил университет и защитил диссертацию о целебных источниках в России, получив степень доктора медицины. После 6-месячной стажировки в Стокгольмском университете у великого химика Берцелиуса получил назначение в , где провел почти 3 года (с августа 1826 по март 1829).

В «Основаниях...» - солидном издании более чем в 600 страниц - очень мало химических формул. Книга написана простым языком, почти не отличающимся от современного, не перегружена терминами и понятна новичку. В своем учебнике он использовал разработанную им русскую химическую номенклатуру. Она была дополнена Дмитрием Менделеевым и во многом сохранилась до настоящего времени.

В 1834 году Гесс издал и первый отечественный школьный учебник химии. Его объем по сравнению с учебником для студентов автор уменьшил почти в 2,5 раза. Однако при жизни Гесса химия так и не стала обязательным учебным предметом в гимназиях.

Из учебника Гесса «Основания чистой химии»:

«Многие способы употребляются для сохранения яств, как-то: сушение, соление, квашение. Они отчасти не требуют объяснения, отчасти еще не могут быть удовлетворительно объяснены. Я сообщу здесь только один способ, который менее употребляется, нежели сколько он того заслуживает. Если вскипятить молоко, налить его потом в жестянку и запаять ее совершенно, так, чтобы воздух не мог в нее проникать, то через это молоко не сохранится еще от порчи. Но если запаянную жестянку погрузить в кипящую воду и продержать ее в кипятке в продолжение 20 минут, то молоко может сохраниться в ней неопределенное время, 20 и более лет, не подвергаясь ни малейшей порче, лишь бы только наружный воздух не проник в нее. Причина этого явления еще не известна, но факт не подлежит сомнению...

Подобно молоку, можно сохранять мясо, овощи и все, не очень кислые яства, которые могут быть варены; готовые супы, соусы и пр. сохраняют в полной мере даже весь аромат положенных в них кореньев... Жестянки, для лучшего их сбережения, окрашивают снаружи масляною краскою, чтобы предохранить их от ржавчины. Когда хотят открыть жестянку, то, чтобы ее не испортить, обводят по краям крышки раскаленным паялом: крышка отстает, и жестянка снова может быть употребляема по-прежнему ».

Преподавательская деятельность

Профессор Гесс отличался большой способностью заинтересовать слушателя ясным и простым изложением мысли, умелым ведением лекций и практических занятий, говорили о нем. В Педагогическом институте он завел лабораторию, а в Горном институте произвел целый переворот в преподавании: ввел систематические часы по химии, на которую в институте почти не обращали внимания, и вскоре добился того, чтобы ее сделали одной из главных дисциплин в расписании. А в Артиллерийском училище, пользуясь репутацией лучшего и притом, так сказать, лабораторного химика, Гесс повел занятия почти только практически, и уже в 1839 году открыл для этих целей новый офицерский класс.

Общественная работа

Принимал участие в снабжении столицы невской водой при помощи водопроводных труб; в 1849 году ездил на юг России для осмотра только что основанных сахарных заводов. И все это время, состоя членом многих ученых обществ, не переставал усиленно работать над неразрешенными вопросами химии.С мая 1834 года он, уже будучи ординарным академиком, инспектировал петербургские частные школы и пансионы, преподавал химию цесаревичу Александру Николаевичу.
Открытия

Герман Гесс считается основателем термохимии, он дал формулировки двух фундаментальных термохимических законов.

Разработал способ извлечения теллура из его соединения с серебром. В его честь теллурид серебра - минерал - назван гесситом.

Изучал (1832 г.) окислы кобальта. Установил катализирующее и адсорбционное свойства мелкораздробленной платины. Одним из первых изучал состав кавказских нефтей. Открыл сахарную кислоту. Исследовал действие горячего дутья при выплавке чугуна в доменных печах.
Писатель-фантаст

Наряду с химическими исследованиями, Гесс занимался литературной деятельностью. В Петербурге он подружился с Владимиром Федоровичем Одоевским. Вместе они печатались в журнале "Современник". Гесс пытался популяризировать химию как науку в России. В фантастической повести "4338" ученый пророчески описывает электричество, воздушный транспорт, электромагнитный телеграф и атомную энергию.

Семья

У него была дружная семья: супруга Женни Эне и четверо дочерей - Лунда, Анна, Аделаида и Эмма. В гостеприимном доме его немногие избранные друзья собирались вечером по вторникам - беседовать о различных ученых предметах.

Профессор из будущего

Петербургский климат, к которому Гесс так и не привык, погубил его в расцвете сил - он скончался на 49-м году жизни. Постепенно имя ученого и его труды были преданы забвению, о его законах совсем забыли.

Лишь в 1889 году о Гессе вспомнил Вильгельм Оствальд. Человек исключительной широты интересов, он немало внимания уделял истории науки. Оствальд основал серийный выпуск публикаций "Классики точных наук". Трое российских ученых получили доступ в "Классики": М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев и Г.И. Гесс. Уже само попадение имени Гесса в этот ряд говорит о многом.

В посвященном Гессу выпуске "Классиков" (1890) воспроизводился текст "Термохимических исследований". Оствальд дал к ним следующий комментарий:

«В этой работе, отмеченной гением, мы видим общий план развития современной термохимии; последующие исследования должны осуществить программу, намеченную здесь» .

Впрочем, не найдя должного признания в России, исследования по термохимии переместились во Францию. Первая термохимическая лаборатория при МГУ была организована только в 1891 году.

В 1948 году было опубликовано двухтомное издание "Люди русской науки". Но среди химиков, которым посвящались статьи, Германа Ивановича Гесса не было. Лишь в середине 1950-х годов его термохимические работы были переведены на русский язык и вышли в свет в академической серии "Классики науки". Так имя Германа Ивановича Гесса все-таки вернули истории отечественной и мировой химии.

Сочинения

  1. Геогностические наблюдения, проведенные во время путешествия из через Нерчинск в Кяхту // Гор. журн. - 1828. - № 3.

Литература

  1. Рус. биогр. словарь. - М., 1916. Т.: Герберский – Гогенлоэ.
  2. Сибирская советская энциклопедия. - Новосибирск, 1929. - Т. 1.
  3. Соловьев Ю. И. Г. И. Гесс. - М., 1962.

ГЕСС Петер фон (1792-1871) - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи. По заказу императора НИКОЛАЯ I художник в 1840-1857 гг. написал 12 картин для Зимнего дворца о важнейших сражениях 1812 г. Не считая отдельных ошибок, все картины отличаются высоким качеством исполнения, современники говорили о них: «По ним потомки точно увидят наше время». Большое количество зарисовок, оставшихся при написании этих картин, хранятся в Мюнхене.

«Сражение при Клястицах 19 (31) июля 1812 г.». 1856 г., Германия.
Холст, масло. 117 х 205 см.

19 (31) июля 1812 года у деревни Кляcтицы произошло сражение между корпусом генерала П.Х. ВИТГЕНШТЕЙНА и 2-м армейским корпусом маршала Ш. УДИНО. Победа русских войск предотвратила попытки НАПОЛЕОНА создать угрозу Петербургу. Изображена атака 2-го батальона Павловского гренадерского полка, прорывающегося через подожжённый французскими сапёрами мост. На втором плане, в центре, - наступление русской пехоты, которую поддерживает огнём армейская пешая артиллерия, расположенная на холме; слева - гродненские гусары и ямбургские драгуны, переходящие вброд реку Нищу.



Одна из картин посвящена подвигу генерала Дмитрия Петровича НЕВЕРОВСКОГО и 27-й пехотной дивизии у села Красное близ Смоленска. В упорном бою он на сутки остановил войска Наполеона, позволив соединиться двум русским армиям (БАРКЛАЯ-ДЕ-ТОЛЛИ и БАГРАТИОНА) в одну. Дивизия Неверовского отбила более 30 атак. За этот подвиг генерал был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

«Сражение 5 (17) августа 1812 г. под Смоленском». 1846 г., Германия.
Холст, масло. 234 х 356 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

На переднем плане слева - командующий 1-й армией генерал М.Б. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ (сидит у дерева), начальник его штаба генерал А.П. ЕРМОЛОВ (стоит рядом, с картой в руках), казачий атаман войска Донского генерал М.И. ПЛАТОВ и генерал Н.Н. РАЕВСКИЙ. Рядом - их адъютанты и ординарцы. Левее дерева армейская пешая артиллерия обстреливает через Днепр французские войска. Артиллерией командует генерал А.И. КУТАЙСОВ. На первом плане в центре и справа - раненые русские солдаты и мирные жители, покидающие город и его предместья.

«Сражение при Валутиной Горе 7 (19) августа 1812 года». 1850 г., Германия.
Холст, масло. 221 х 354 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

Оборонительное сражение русского арьергарда против французов вблизи деревни Лубино (20 км восточнее Смоленска на правом берегу Днепра).

«Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 г.». 1843 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 355 см.

Слева - солдаты Литовского полка. Перед ними - командир полка полковник М.Е. ХРАПОВИЦКИЙ (на коне); за ним - каре 3-го батальона лейб-гвардии Измайловского полка. В центре - раненый главнокомандующий 2-й армией генерал П.И. БАГРАТИОН, окружённый солдатами и офицерами. Его последние распоряжения выслушивает командир 3-й пехотной дивизии генерал П.П. КОНОВНИЦЫН (на белом коне). Начальник штаба Багратиона генерал-адъютант Э.Ф. СЕН-ПРИ подводит лейб-хирурга Я.В. ВИЛЛИЕ. На телеге рядом с раненым кирасирским обер-офицером - командир М.С. ВОРОНЦОВ, раненный при защите Багратионовых флешей. На втором плане в центре - 1-й и 2-й батальоны Измайловского полка, стреляющие по французской коннице. На заднем плане справа - знаменитая контратака на захваченную французами центральную позицию русских войск - батарею РАЕВСКОГО.

«Сражение при Тарутине 6 (18) октября 1812 г.». 1847 г., Германия.
Холст, масло. 220 х 353 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

6 (18) октября 1812 года при Тарутине русская армия провела первую с начала войны наступательную операцию, разбив отряд МЮРАТА. На следующий день Наполеон отдал приказ оставить Москву.
Изображён решающий этап сражения после атаки десяти казачьих полков под командованием В.В. ОРЛОВА-ДЕНИСОВА. Казаки стремительно напали на части 2-го кавалерийского корпуса французов. «...В 9 час. утра, только что мы собирались отправиться на поиски фуража, как множество казаков напало на нас. Четвертая дивизия кирасиров и весь отряд Сегена были уже опрокинуты - все бежали в беспорядке». Так вспоминал в письме эти события французский кирасирский капитан. После разгрома неприятельских бивуаков казаки вернулись с богатой добычей и пленными. Захваченные врасплох некоторые солдаты так и остались в плащах, в которые закутывались на ночь, и в шапках, надеваемых обычно вне строя.
В левой части картины на гнедом коне изображён в профиль генерал Л.Л. БЕННИГСЕН. В группе его штаба находится генерал-квартирмейстер К.-Ф. ТОЛЬ и обер-офицер лейб-гвардии Семёновского полка с орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и прусским Pour le Merite. К ним приближается на сером коне командовавший казачьим отрядом генерал В.В. ОРЛОВ-ДЕНИСОВ. На нём красный мундир лейб-гвардии Казачьего полка, командиром которого он являлся.
Несколько казаков сопровождают пленных французских кавалеристов; среди них - карабинеры в белых колетах, золочёных кирасах и касках с красными гребнями, кирасиры в синих мундирах, серебристых кирасах и касках с конскими хвостами. Один из казаков высоко поднял штандарт 1-го кирасирского полка - первое французское знамя, захваченное русскими в качестве трофея во время Отечественной войны. Проезжающие лейб-казаки, которые отличались от прочих казачьих полков, носивших синюю форму, красными мундирами, приветствуют своего командира и трофеи.
В правом углу картины художник изобразил выезжающую на позицию роту Донской казачьей артиллерии.
Слева представлены части отряда, которыми командовал генерал Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ. Это лейб-гусары в красных ментиках. Они выезжают, держа сабли наголо, готовые к бою. Французский кирасир, помогающий раненому офицеру, просит о помощи. На втором плане, за гусарами, размещены лейб-уланы, а также драгуны и конная артиллерия. Сам Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ в гусарском вицмундире, в шляпе с белым плюмажем находится около БЕННИГСЕНА и отдаёт приказание офицеру Чугуевского уланского полка.
На заднем плане картины видны ещё продолжающиеся схватки между казаками и французской конницей, а также подходящие части неприятеля. Это МЮРАТ «... бросался на все биваки, собирал всех попадавшихся ему всадников и, как только успевал набрать таковых с эскадрон, так мгновенно бросался с ними в атаку... В течение всей своей военной карьеры Мюрат, прозванный "баловнем победы" (L"enfant gate de la Victoire), не был никогда ранен до этого дня, когда впервые пролил он кровь свою. Он получил удар пикой [донской казачьей] в бедро...».
Вдали видна церковь села Тетеринки, откуда неприятельская артиллерия ведёт обстрел наступающей русской пехоты.


Вторая битва под Полоцком 6-8 (18-20) октября 1812 года - сражение, в котором русские войска под командованием генерал-лейтенанта ВИТГЕНШТЕЙНА атаковали и нанесли поражение баварскому корпусу французов под командованием маршала СЕН-СИРА. В результате успеха удалось освободить город Полоцк от французов, что создало угрозу и без того уязвимым путям снабжения войск Наполеона.

«Сражение 12 (24) октября 1812 г. при Малоярославце». 1851 г., Германия.
Холст, масло. 220 х 353 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.


«Сражение 22 октября (3 ноября) 1812 г. при Вязьме». 1842 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 352 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 196.

Показана колонна генерала П.Н. ЧОГЛОКОВА, вступившая на городские улицы и штыками выбивающая яростно защищающегося противника. В левой части композиции момент наступления Перновского пехотного полка, который можно узнать по Георгиевским знамёнам, полученным «За взятiе у французовъ 2-хъ знаменъ въ сраженияхъ при Гельсбергъ 29 Мая и при ФридландЪ 2 iюня 1807 г.». Такие знамена, в отличие от обычных, имели на полотнищах надпись, рассказывающую о подвиге полка, в навершие был вставлен Георгиевский крест, к древку привязывались Георгиевские ленты с кистями. Рядом с Перновским полком изображен ЧОГЛОКОВ на коне. Он со шпагой в руке ведёт в бой солдат. Рядом с ним - его адъютант, боевой офицер, награждённый орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом, и егеря 33-го полка. В центре картины изображена рукопашная схватка солдат и офицеров Елецкого пехотного полка с французскими пехотинцами. В правой части - сгрудились обозные и лазаретные повозки французов, создавшие затор, через который пробираются кавалеристы разных полков, спеша укрыться от русских пуль. Артиллеристы с трудом пытаются провезти зарядные ящики. На площади, перед собором, части французской пехоты готовятся встретить штыками надвигающихся русских. Видна группа генералов и офицеров на конях, стремящихся организовать оборону. На дальнем плане открывается панорама Вязьмы. Многие дома уже горят. По улицам двигаются колонны отступающих французов.

«Бой под Красным 5 (17) ноября 1812 г.». 1849 г., Германия.
Холст, масло. 223 х 258 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

Показана атака русских кирасир на отставшую колонну корпуса ДАВУ. Эта часть корпуса не успела войти в Красный и была отрезана. Это были группы «...мужчин, шедших вразброд, и женщин, тащившихся в хвосте колонны, растянутой в общем беспорядке... Люди шли вооружёнными, совершенно беззаботно. Но, увидев русских, они быстро сомкнулись и простым поворотом налево вытянулись в линию; подходившие примыкали к передним, ещё более растягивая строй». Их атаковали Орденский и Екатеринославский кирасирские полки. Слева на картине можно видеть Екатеринославских кирасир с оранжевыми воротниками шинелей и чепраками. Они скачут на отстреливающихся французов. На первом плане слева - генерал М.А. МИЛОРАДОВИЧ (на гнедом коне) со штабом. Он приказывает оказать помощь французскому офицеру, лежащему на снегу. Милорадович принял на себя командование арьергардом армии незадолго до оставления Москвы и с той поры до изгнания неприятеля из пределов России возглавлял передовые отряды. В правой части картины - большая группа неприятельских солдат, внешний вид которых именно такой, как его описывала отступавшая из Москвы вместе с армией актриса ФЮЗИ. «Странное зрелище представляла из себя французская армия, - пишет она. - Все солдаты были одеты в награбленное: один был в мужицком кафтане, другой - в коротенькой меховой кацавейке..., третий - в богатой купеческой поддёвке, но большая часть была одета в атласные женские шубы». Часть этих солдат готова защищаться. Видно, что это мужественные воины, несмотря на их опереточный вид. Другие - деморализованные, уже давно бросившие оружие, пробавлявшиеся мародёрством, бегут в надежде укрыться от русских среди повозок обоза. Но и здесь уже мелькают каски с волосяными гребнями русских кирасир. Это Орденский кирасирский полк, отличавшийся изображением звезды ордена Св. Георгия на медных налобниках касок и лядунках. Вдали, на втором плане, видны колонны наступающих русских войск, отходящие французы и постройки Красного.

«Сражение при Лосьмине 6 ноября 1812 (прорыв Нея)».
Дело это явилось финалом трагедии, постигшей Великую армию под Красным. Наполеон, после неудачного сопротивления русской армии 5-го ноября, ушёл к Орше, покинув на произвол судьбы маршала НЕЯ. Последний со своим корпусом выступил из Смоленска в ночь на 5-е ноября, предварительно поджегши город и взорвав множество мин, заложенных в разных местах. Началось отчаянное бегство, в котором всё время приходилось обороняться от лихих казачьих набегов. Это была печальная драма. Никакое мужество французов, ни беспримерная храбрость самого Нея не могли ничего сделать, его отряд всё таял и таял, пока наконец всего с несколькими человеками маршалу Нею не удалось добраться до Орши, где он соединился с главной квартирой Наполеона, к великой радости императора, считавшего своего доблестного сподвижника погибшим.

«Переправа через Березину 17 (29) ноября 1812 г.». 1844 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 355 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 197.

Утром 17 (29) ноября 1812 года русские войска заняли деревню Студянки (около неё французы переправлялись через Березину), и авангард генерала П.Х. Витгенштейна двинулся к берегу реки. Справа - ВИТГЕНШТЕЙН (на гнедом коне); вокруг - русские казаки и пехотинцы, пробирающиеся между брошенными французскими повозками; башкиры и калмыки, составляющие иррегулярную конницу русской армии. В центре - два русских офицера предлагают сдаться группе французских солдат. Слева - французские солдаты. На первом плане рядом с телегой на снегу лежат маршальский мундир, лента ордена Почётного легиона, ящик, из которого высыпались церковные ценности. На заднем плане - горящие мосты через Березину. Справа на высоте горит деревня Студянки; рядом русская артиллерия обстреливает противника на правом берегу реки. Рецензент академической выставки 1847 г. так писал о картине «Переправа через Березину»: «В ней заключается целый роман, и она в строгом смысле историческая картина». НИКОЛАЙ I за это полотно наградил художника орденом Святой Анны 2-й степени.

ГЕСС (Hess), Герман Иванович

Русский химик Герман Иванович (Герман Генрих) Гесс родился в Женеве в семье художника, который вскоре переехал в Россию. В 15-летнем возрасте Геcc уезжает в Дерпт (ныне Тарту, Эстония), где учится сначала в частной школе, а затем в гимназии, которую с блеском заканчивает в 1822 г. После гимназии он поступил в Дерптский университет на медицинский факультет, где изучал химию у профессора Готфрида Озанна, специалиста в области неорганической и аналитической химии. В 1825 г. Гесс защитил диссертацию на степень доктора медицины: «Изучение химического состава и целебного действия минеральных вод России».

После окончания университета Гессу при содействии Озанна предоставили полугодовую командировку в Стокгольм, в лабораторию Йёнса Берцелиуса . Там Гесс занимался анализом некоторых минералов. Великий шведский химик говорил о Германе как о человеке, «который много обещает. У него хорошая голова, он, по-видимому, обладает хорошими систематическими знаниями, большой внимательностью и особым рвением».

Вернувшись в Дерпт, Гесс получил назначение в Иркутск, где ему предстояло заниматься врачебной практикой. В Иркутске он занимался также изучением химического состава и лечебного действия минеральных вод, исследовал свойства каменной соли в залежах Иркутской губернии. В 1828 г. Гессу было присвоено звание адъюнкта, а в 1830 г. – экстраординарного академика Академии наук. В том же году он получил кафедру химии в Петербургском технологическом институте, где разработал учебный план практической и теоретической химии. В 1832–1849 гг. состоял профессором Горного института, преподавал в Артиллерийском училище. В конце 1820-х – начале 1830-х гг. он обучал основам химических знаний цесаревича Александра, будущего императора Александра II.

Как и многие учёные того времени, Гесс проводил исследования в самых разных областях: разработал способ извлечения теллура из его соединения с серебром (теллурида серебра – минерала, названного в честь учёного гесситом); открыл поглощение платиной газов; впервые обнаружил, что измельченная платина ускоряет соединение кислорода с водородом; описал многие минералы; предложил новый способ вдувания воздуха в доменные печи; сконструировал аппарат для разложения органических соединений, устраняющий погрешности в определении количества водорода и т.д.

Мировую известность Герман Гесс получил как основатель термохимии . Учёный сформулировал основной закон термохимии – «закон постоянства сумм теплот», являющийся приложением закона сохранения энергии к химическим процессам. Согласно этому закону, тепловой эффект реакции зависит только от начального и конечного состояний реагентов, а не от пути протекания процесса (закон Гесса). Работа с описанием экспериментов, обосновывающих закон Гесса, появилась в 1840 г., за два года до публикации трудов Роберта Майера и Джеймса Джоуля . Гессу принадлежит также открытие второго закона термохимии – закона термонейтральности, согласно которому при смешивании нейтральных солевых растворов тепловой эффект отсутствует. Гесс впервые высказал мысль о возможности измерения химического сродства исходя из теплового эффекта реакции, предвосхитив сформулированный позднее Марселеном Бертло и Юлиусом Томсеном принцип максимальной работы.

Гесс занимался также вопросами методики преподавания химии. Его учебник «Основания чистой химии» (1831) выдержал семь изданий (последнее – в 1849 г.). В своём учебнике Гесс использовал разработанную им русскую химическую номенклатуру. Под названием «Краткий обзор химического именословия» она вышла отдельным изданием в 1835 г. (в работе принимали также участие С. А. Нечаев из Медико-хирургической академии, М. Ф. Соловьев из Петербургского университета и П. Г. Соболевский из Горного института). Эта номенклатура была позже дополнена


«Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».

Высоты, лежащие впереди деревни Семеновской, сделались местом; где в продолжении великого дня Бородина кипел едва ли не самый упорный бой. Перед деревней находился довольно глубокий овраг, служивший руслом речке Семеновке; ниже деревни в Семеновку впадал ручей Каменка; на территории между этими двумя речками, имеющей форму клина, и находились Семеновские высоты - очень важный пункт нашей позиции, на котором были возведены три флеши, т. е. полевые укрепления, получившие наименование Багратионовых; к началу сражения они были заняты сводной гренадерской дивизией графа Воронцова.

Полагая чрезвычайно важным разгромить левый фланг русской армии, Наполеон рано утром, 26-го августа, предпринял самые решительные действия против войск, составлявших этот фланг и находившихся под общим начальством князя Багратиона. В атаку пошли корпуса Даву, Нея и Жюно совместно с кавалерией Мюрата, бывшей также в составе трех корпусов. Эта первая атака не имела успеха, так как французам пришлось пробираться через лес, строиться в колонны по выходе из леса, а здесь они попадали под огонь нашей артиллерии, причинявший им значительный урон. Когда же неприятель возобновил атаку, положение наше сделалось настолько угрожаемым, что князь Багратюнъ вынужденъ былъ подкрепить дивизiи Воронцова и Невъровскаго всъми воинскими частями, какие только были у него под руками, и грянул жестокий бой. 130 орудий французской артиллерии не переставая слали на войска Багратиона тучи смертоносного свинца. С нашей стороны отвечали тем же. В облаках дыма, под перекрестным огнем, при страшном грохоте пушек, французы двинулись вперед, и достигли наконец флешей. Здесь их встретила дивизия Воронцова, которая дала им такой отпор, что сам Воронцов впоследствии говорил про свою дивизию: «она исчезла, но не с поля сражения, а на поле сражения». По всей линии расположения войск Багратиона кипел кровопролитный бой, который еще усилился, когда на место действия явился Коновницын со свежими силами. Храбрость обнаруженная его дивизией, отлично характеризуется следующими словами Коновницына из донесения князю Кутузову: «презирая всю жестокость неприятельского огня, полки пошли на штыки, и с словом: ура! опрокинули французов, привели в крайнее замешательство их колонны и заняли высоту, с самого начала сражения упорно защищаемую». С объих сторон легло множество убитых и раненых.

После некоторого перерыва, когда время близилось уже к полудню, Наполеон предпринял новую, еще более упорную атаку на Багратиона. Уже 400 орудий, вместо 130-ти, начали артиллерийский бой; с нашей стороны им отвечало более 300. Не обращая внимания на смертоносный дождь снарядов, французы устремились вперед с такой геройской отвагой, что у самого Багратиона, созерцавшего эту потрясающую картину, вырвалось одобрительное восклицание. Затем все смешалось в каком-то невообразимом хаосе, где нельзя было различить своего от чужого, и где перепутались все роды оружия. Дрались с ожесточешем, превосходившим всякое вероятие, стихийная сила владела в этот момент душами людей, увлекая их на путь безпощадного взаимного истребления. И наконец случилось горе для русской армии, она понесла непоправимую потерю: осколок чиненого ядра поразил князя Багратиона в правую ногу, причинив ему жестокое раздробление берцовой кости. Этот трагический момент и увековечен на воспроизводимой картине, где в центре изображен полулежащий на земле раненый князь Багратион и, не взирая на боль, которая должна была быть жестокой, не теряя присутствия духа, показывает куда-то рукою, очевидно, отдавая свои последние приказания. Затем он принужден был покинуть поле битвы, хотя как истинный герой сделал это крайне неохотно. Но силы ему изменили, князь Багратион был доставлен на перевязочный пункт, где ему подали помощь лейб-медик Виллие. В экипаже Багратиона повезли сначала в Москву, оттуда в деревню. Князь Багратион страдал жестоко, неудобства пути, тряска, частые остановки, все это еще усугубляло его печальное состояние. Так прибыл он в деревню Симы, Владимирской губернии, где промучившись еще недолго, князь Багратион скончался 12-го сентября. Впоследствии, когда на Бородинском поле, 12-го сентября 1839 г., воздвигли по воле Императора Николая Павловича памятник, смертные останки героя были перевезены туда, и там лежит он с восточной стороны, под чугунной плитой, отлитой из захваченных у французов орудий, и поэт Жуковский в своем стихотворении «Бородинская годовщина» следующими строками почтил память героя:

Здесь он пал Москву спасая,
И, далеко умирая,
Слышал весть: «Москвы уж нет!»
И опять он здесь одет
В гробе дивною бронею,
Бородинскою землею;
И великий в гробе сон
Видит вождь Багратион...

Ранение князя Багратиона имело весьма важное последствие для хода дел на левом фланге русской армии. Его исключительная храбрость, железное спокойствие, быстрота сообразительности, закаленность в битвах, которые были его настоящей стихией в течение всей жизни, действовали неотразимо на окружающих, внедряя в их души такое же геройство. С удалешем Багратиона с поля сражения войска лишились главного вдохновителя, а французы, между тем, подавляя своей численностью и упорно добиваясь цели, овладели наконец флешами. Тогда Коновницын, принявший с отъездом Багратиона начальство над 2-й армией, отвел ее за Семеновский овраг, где войска устроились в порядке и снова приготовились встретить неприятеля. Затем по приказанию Кутузова Коновницына сменил Дохтуров.



Пояснительные тексты к картинам выполнены под редакцией И.Н. Божеярова. Альбом «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.» СПб, 1911 г. Подготовлено к публикации в интернет-проекте «1812 год»

Последние материалы раздела:

Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный
Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный

Гибискус, иначе называемый китайской розой, популярное декоративное растение с красивыми яркими цветами. На данный момент выведено множество...

Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек
Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек

Рододендрон самостоятельно формирует куст красивой формы, дополнительного воздействия на него не требуется. Обрезку проводят лишь в двух случаях:...

Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик
Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик

Здравствуйте, мои дорогие мамочки! Сегодня хочу вместе с вами разобраться с таким вопросом: нужен ли пеленальный стол? Меня постоянно спрашивают о...