Афинская спартанская системы воспитания кратко. Афинская система воспитания и образования

Эпоха Античности (VIII в. до н.э. – V в. н.э.), охватывающая историю Древней Греции и Древнего Рима, явилась неисчерпаемым культурным источником для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философско-педагогической мысли и практики образования.

В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. Наиболее яркими и во многом полярными образцами древнегреческого воспитания по праву считаются афинское, сложившееся в экономически и культурно развитом демократическом государстве, игравшем ведущую роль в Аттике, и спартанское, рожденное в стороне от торговых морских путей в аграрной и военнизированной Лаконии, где традиционно правили цари и Совет старейшин.

В Афинах государство законодательно не обязывало граждан получать образование, однако, несмотря на это, среди свободнорождённых жителей полиса не было неграмотных людей. Высокий общий уровень образованности косвенно подтверждается и тем фактом, что в период расцвета афинской демократии при правителе Перикле представителей в народное собрание, имевших полномочия принимать решения затрагивающие интересы всех горожан, избирали по жребию.

Стремление к знаниям было обусловлено сложившимися в веках традициями, которые древними греками порою воспринимались выше законов. Суть общественного мнения по поводу данных традиций хорошо выразил Платон, который считал, что долг родителей дать детям хорошее образование. Если же родители не выполняют эту свою миссию, то они, тем самым, дают детям право в будущем не исполнять сыновний долг и не заботиться о них в старости.

Образовательная программа в афинской системе охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического». Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал «калокагатии» – красоты и добра, слитых в человеке воедино. Именно из него вытекает идея гармонического развития личности, которая в течение долгих веков служила и продолжает служить целевым ориентиром для многих педагогов.

До семи лет воспитанием ребёнка занималась семья, развивая его физически, прививая чувство прекрасного и давая основы нравственного поведения.

Когда мальчику исполнялось семь лет, его отправляли учиться в школу. Со стороны семьи, если конечно у неё был определённый достаток, к ребёнку прикрепляли раба, которого называли педагогом. Этот раб сопровождал своего маленького господина до места учёбы и обратно, неся его школьные принадлежности и следя за тем, чтобы тот вёл себя по дороге прилично, соблюдая нормы общественного этикета. А потому неудивительно, что слово «педагог» в буквальном переводе с древнегреческого означает ни что иное, как «детоводитель».

В Афинах существовало два типа школ: мусические и палестры. Они были частными и платными, но плата была по карману даже самым бедным, так как учителя за свой труд получали очень мало.

В мусической школе дети последовательно обучались у учителя-грамматиста и учителя-кифариста.

Грамматист давал детям навыки чтения, письма и счета. Его подопечные знакомились с произведениями Гомера, Эзопа, Гесиода, Софокла и других известных древнегреческих авторов. Грамоту осваивали буквослогательным методом, для письма использовали вощённые дощечки – «церы», на которых заостренными палочками – «стилями» выводили буквы и числа, тексты и арифметические действия. При решении примеров применялось специальное вычислительное средство – «абак», напоминающее собой счеты, которыми люди пользовались ещё в не столь отдаленном времени, вплоть до массового появления электронных калькуляторов.

Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором. Под его руководством дети разучивалиразличные гимны и ритуалы, применяемые на праздниках в честь олимпийских богов.

В школе палестры подростки попадали к учителю педотрибу. Он занимался с ними гимнастикой и различными видами спорта по олимпийской программе. При этом главное внимание, в соответствии с идеалом «калокагатии», акцентировалось не только на воспитании силы и ловкости, но и на формировании красивого тела.

По окончании мусической школы и палестры юноши из благородных семей могли продолжить образование в афинских гимнасиях и философских школах других греческих городов.

Что касается девочек, то они в Афинах получали домашнее воспитание, ориентированное на подготовку к будущей семейной жизни. В отличие от мужчин, женщины почти не участвовали в общественно-политической жизни полиса. Более того, устоявшиеся нормы приличия запрещали им публично блистать своим остроумием и начитанностью. Так себя вести в присутствии сильного пола дозволялось лишь гетерам.

Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая регламентация со стороны государства, которое для проведения своей идеологии и осуществления контроля назначало специального чиновника – «педонома».

Главными направлениями в спартанской системе воспитания были военно- физическое и патриотическое, цель которых состояла в подготовке воина-патриота, полностью подчиняющего личные интересы, интересам социальной группы. Что касается интеллектуальной подготовки спартанцев, то она ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и ритуальных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, её истории, героях, религии и обрядах.

Общественное воспитание мальчиков было обязательным. Оно начиналось с семи лет и состояло из трёх циклов: двух циклов по 4 года и завершающей 5-летней «эфебии».

С первых дней занятий детей приучали к дисциплине и умению повелевать и подчиняться. В соответствии с возрастом их делили на отряды – «агелы» и более мелкие «илы». Во главе этих отрядов назначался командир из числа воспитанников. Мальчики должны были беспрекословно подчиняться непосредственно ему, а также всем вышестоящим начальникам и взрослым воинам. Главное внимание уделялось физической подготовке, однако, в отличие от Афин, на первый план выдвигалось не формирование красивого атлетичного тела, а приобретение таких, необходимых для солдата качеств, как воля в достижении цели, выносливость, ловкость, умение терпеть боль и др. Все эти качества, а также лидерские задатки ярко проявлялись в драках, которые поощрялись среди детей и рассматривались как важный метод подготовки воина.

По достижении 15 лет подростки проходили обряд инициации (посвящения). На центральной площади Спарты перед алтарём Артемиды их били прутьями по обнажённым телам, а они молча и с достоинством переносили данную экзекуцию. После этого подростки переходили в статус юношей, для которых начинался очередной и последний этап спартанского воспитания – «эфебия».

«Эфебия» – есть целенаправленное военная подготовка. Воспитанники учатся владеть оружием, изучают и тренируются в тактике ведения боя в атаке и обороне, в несении дозора, в разведывательной деятельности и т.п. Для закрепления полученных навыков порой устраивалась охота на сбежавшего или специально отпущенного раба, которого надо выследить, догнать и убить.

В завершении «эфебии» юноши должны были пройти «криптию». Суть её состояла в том, что молодые люди уходили из города в лёгкой одежде и в течение года скитались в одиночестве по стране, самостоятельно добывая пропитание, устраиваясь, где придется, на ночлег и, скрываясь ото всех, чтобы не быть застигнутыми врасплох. Успешно прошедшие «криптию» становились полноценными воинами и получали право трапезничать вместе со взрослыми мужчинами.

Что касается спартанских девочек, то они специального образования не получали, но воспитывались, как правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдатскими женами и матерями. На них возлагалась важная социальная роль по ведению хозяйства, управлению рабами и даже защите своего поселения от нападения врага, в то время когда мужчины находятся в военном походе. Как матери, они заботились о том, чтобы их сыновья стали настоящими сильными мужчинами, даже в том случае, если их если отцы погибли.


Похожая информация.


Доклад

По дисциплине: «Психология и педагогика»

На тему: «Спартанская и афинская системы воспитания»

Выполнила: Попова М.Д.

Специальность: 38.05.01.

« Экономическая безопасность»

Учебная группа: 1402

Кафедра: БЭСО

«Экономическая безопасность»

Преподаватель: Кушер Ю.Л.

Москва 2015

Введение 3

1.Спартанская и афинская системы воспитания 4

2.Аристотель 8

3.Школа в Афинах 9

Заключение 11

Библиографический список 12

Введение

Изучить древнегреческую систему образования.

1. Познакомиться со спартанской системой воспитания;

2. Рассмотреть афинскую систему воспитания;

3. Исследовать представления древнегреческих философов о воспитании.

О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности, повествует обширнейшая литература - философская, историческая, научная, художественная, справочная. Предмет пристального внимания историков педагогики - системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов.

Начала духовной жизни и культуры полисов складывались веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, который ощущал своё бессилие перед богами, судьбой; одухотворял природу, наделял её, как и богов, своими представлениями о добре и зле; обладал полисным сознанием, не выделял себя из сообщества, к которому принадлежал; разделял людей на «мы» и «они» - «чужие», вызывавшие настороженное или враждебное отношение. Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения.

Наиболее традиционными в своих мировоззренческих представлениях и ценностях оставались жители Спарты. К середине I тысячелетия до н.э. Афины становятся центром ремёсел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ. Спарта же оставалась захолустным городом, в котором одинаково бедно, грязно, примитивно жили и рабовладельцы, и завоёванные ими пируэки, и илоты-рабы.



Спартанская и афинская системы воспитания

Спартанская система воспитания идеализировалась в истории и в описании педагогического процесса, и в оценках её результатов. Современный человек не может не видеть её бесчеловечности: забрать мальчика семи лет отроду из, отчего дома, заставить непрерывно упражняться в искусстве убивать людей, носить одну и ту же одежду и летом, и зимой, спать голым в камышах в любое, даже самое суровое время года, драться с приятелями чуть ли не до смерти, доказывая им свою отвагу, подвергать беднягу порке за малейшие нарушения общепринятых правил, а иногда и без оного - лишь для того, чтобы научить его сносить боль без единого стона, и самое ужасное - держать впроголодь или вообще не кормить, вынуждая красть еду - есть-то, хочется.

В бесчисленных битвах спартиаты проявляли редкую храбрость, силу духа, дисциплинированность, слыли честными, неподкупными, людьми долга. Однако они оказывались и в битвах рабами железной дисциплины и собственной жестокости, которые обязаны стоять насмерть, безрассудно гибнуть, но не отступать. Отличавшиеся у себя дома чувством собственного достоинства, сдержанностью, лаконичностью речи - в непривычной для них обстановке вели себя неуверенно, прямолинейно, грубо, оказывались косноязычными и непредсказуемыми.

Воспитание, сориентированное на замкнутый социум с его многочисленными правилами и нормами, которые охватывали всю повседневную жизнь человека, лишало его способности самостоятельно мыслить и действовать.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки - идеи «калокагатии» (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля). Детство и юность знатного афинянина - это преодоление ступень за ступенью трудного пути к духовной культуре афинского общества: индивидуальной культуры выработка собственного живого знания.

Афинская система так же, как и спартанская, формировала мужественный характер, но это было мужество не «внедрённое» предписаниями, строгой дисциплиной, а «добровольное», осознанное личностью как необходимость.

Практика афинского воспитания оставила непреходящие образцы отношения к знанию: любовь к знанию ради знания, поиска истины («мы пойдём за доводами и доказательствами, куда бы нас не привели»).

Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость, авторитарность - будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов.

В свою очередь, установки афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника - в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира.

Спартанская и афинская системы воспринимаются как полярные в решении

«вечных» педагогических вопросов: цель воспитания, соотношение воспитания и развития. Социо-ориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, и гуманистически личностно-ориентированная - афинскую систему.

Процесс воспитания в спартанской системе - это процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие воспитанника.

Процесс воспитания в Афинах - это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребёнка. Соответственно «выстраиваются» и модели педагогического процесса. Социально-ориентированная цель, представленная как совокупность социально-значимых качеств человека, - педагогический процесс, проектируемый как формирование заданных качеств в деятельности, в общении, во взаимодействии воспитанника со средой, результат как «социально-заданный» тип личности, с одной стороны.

С другой - личностно-ориентированная цель (удовлетворение индивидуальных запросов, развитие природных сил в процессе «приобщения к культурным ценностям»), педагогический процесс, проектируемый как создание благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности в деятельности и общении, во взаимодействии с духовно богатой средой, результат воспитания - культурная и социальная личность, индивидуальность.

То, что опыт Спарты и Афин «укладывается» в современные педагогические «схемы» и конструкты, даёт основание утверждать, что он отражает объективные, закономерно повторяющиеся связи между педагогическими реалиями.

Афинская система предстаёт как вариант гуманистического решения кардинальных педагогических вопросов о цели воспитания, о соотношении воспитания и развития, гуманистической модели педагогического процесса. Практические результаты афинского воспитания (в сравнении со спартанским) свидетельствуют об эффективности гуманистически-ориентированного подхода в духовном развитии афинского общества, в самоопределении, развитии самосознания личности афинянина.

В свою очередь, опыт Спарты доказывает силу социо-ориентированного воспитания в закреплении косности и консерватизма спартанского общества, в «типизации» сознания человека, в его дисциплинировании, формировании заданного социальными нормами, правилами поведения.

Авторитарный педагог исходит из отношения к воспитаннику как объекту своей деятельности, результаты которой зависят от послушания воспитанника, беспрекословного выполнения предъявляемых ему требований. Поэтому его деятельность необходимо предполагает прямое педагогическое действие, активную и открытую позицию в предъявлении требований, навязывании цели работы, в жёстком контроле, в применении поощрений и наказаний. Варианты этой модели отчётливо обнаруживаются не только в спартанском, но и в афинском воспитании, особенно в семейном и мусическом (начальная ступень) воспитании: «ребёнок ничего не может сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево».

Для педагога-гуманиста воспитанник и объект его влияния, и в то же время субъект, обладающий собственной позицией. Отсюда и деятельность педагога ориентирована на обращение-диалог с «Я» воспитанника, на стимулирование, усовершенствование его внутренней жизни. Позиция педагога лишь направляющая, оставляющая за учеником самостоятельность действий, свободу выбора. Эталоном педагога такого плана был и остаётся Сократ, знание об искусстве которого мы получаем благодаря описаниям его ученика - великого Платона.

Александр Македонский воспринимался его современниками Героем, но уже не полубогом, а человеком. И это явилось результатом существеннейших изменений в жизненных смыслах греческой культуры, её гуманизации: человек не только освобождался от пут полисного сознания - он был на пути признания своего высокого предназначения в этом мире, что отражала и чему активно способствовала древнегреческая философия.

Размышляя над практикой воспитания, Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ (469-393 гг. до н.э.), Платон (428-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вырывались из рамок «видимого» всеми, «вглядывались» не только в настоящее, прошедшее, но и в будущее. В философских концепциях человека выделим ряд представлений, имевших принципиальную ценность для осмысления природы воспитания. Так, по Аристотелю, человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении добра и зла. В жизни души доминирует разумное начало (образ колесницы, где возничий - разум, коренная - воля, пристяжные - чувства). Однако разум человека в его земном бытии оценивался достаточно критично с точки зрения его поведения, состояния души. По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчётом, беспринципностью, которые ведут в поиске истины, в познании самого себя и других, своего предназначения в этом мире. В человеке сильно преступное начало, сильны соблазны земного бытия, но он обладает и величайшим даром - способностями стать духовно свободным, возвысить свою внутреннюю жизнь стремлением к идеалам и ценностям.

Осмысливая воспитание молодёжи как «образовывание» человека сообразно идеалу калокагатии, философы нашли, как показало время, самый верный способ - разносторонне развивающее образование на базе ценностей культуры. Каждый из учебных предметов (грамматика, гимнастика, музыка, рисование), определявших содержание афинской системы воспитания, был оценен и с точки зрения практичности, и с точки зрения развития и усовершенствования духовных начал, духовной жизни индивидуальности. Образовательный процесс представал как «встреча» ребёнка (с имманентно присущими задатками и способностями к развитию) и взрослого (носителя культуры, духовного опыта, обладающего особой способностью возбуждать стремление к духовности), как их диалог - средство «передачи» и «присвоения» культурных ценностей.

Аристотель

Ученика Платона - Аристотеля (384-322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и представители натурфилософии, особенно Демокрит.

Достижения прежней философии Аристотель углубил, критически переработал и систематизировал в своей философской системе. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Процесс развития, по его мнению, выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материй, придает ей определенность. Аристотель также разрабатывал учение о природе" понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, о логике.

Как и Платон, Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Учение Аристотеля, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать, фундаментальные знания, в различных областях науки и жизни.

Под влиянием Аристотеля в IV в. до н. э. окончательно сложилась стройная система образования, сохранившая свое значение до конца истории Древнего мира. На первом, начальном, этапе обучения давались навыки Письма, чтения, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом и музыкой проводились на более высоком уровне. Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом этапе изучались риторика и особенно философия.

Школа в Афинах.

Школ в Афинах много. Но среди них нет государственных. Школы принадлежат частным лицам. Закон во времена Перикла говорит, что дети меньше принадлежат родителям, чем государству, и нельзя позволять родителям решать – посылать или не посылать детей к учителю. Однако на практике обучение все же не было всеобщим.

Платон говорит, что мальчики посещающие палесту, в большинстве принадлежит к аристократическим семьям. В программу школы входили чтение, письмо, литература, вокальная и инструментальная музыка, физическая тренировка, арифметика и рисование. Сперва писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки (стиля), другим концом затирали, если написано неверно, и опять сглаживали воск на дощечке. Существовали специальные азбучные пластинки из глины с написанными на них слогами.

Постепенно дети приучаются точно копировать образцы письма, полученные от учителя. Тогда дощечка заменяется папирусом, а стиль – тростниковым пером.

Чернила, которыми он пользуется, чрезвычайно прочны. Перед употреблением их нужно растирать в воде. Арифметика преподавалась наглядно и неутомительно, с помощью яблок, пальцев и других пособий. Больше всего помогала абака – род счетной доски, с углублениями, разграничивавшими единицы, десятки и сотни. В углублениях располагали камешки, имеющие то или иное номинальное значение и с ними наглядно производились арифметические действия не только с целыми числами, но и дробями.

Приходили в школу рано - с восходом солнца, и оставались до заката. Взрослым не позволялось, не только входить в школу, но даже бродить около нее, за исключением тех случаев, когда они приглашались на школьные праздники, которые устраивались периодически в честь Муз или Гермеса, покровителя красноречия. Исключения делалось только для сына, брата и зятя владельца школы. Каникулы в греческой школе были ранней весной.

Заключение

Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в «несовершенном мире» как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию. По Платону, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства (правда, у Платона это идеальное государство, выстроенное на идее Блага, ориентированное на развитие и жизненный путь человека в соответствии с природными способностями, в чём люди не равны между собой).

Аристотель не строил иллюзий в отношении идеального государства. Однако и он настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, однако не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке. - Только таким путём возможно и должно «делать людей полезными» и для государства.

Гуманистическая традиция в педагогике развивалась в древнегреческой культуре в органической связи с процессом обособления индивида, его воспитанием, развитием его самосознания; с философствованием, предметом которого явился человек и его становление как автономной, свободной личности, включённой в природную и социальную среду. Гуманистические педагогические идеи древнегреческих философов ориентировались на природные процессы, силы и способности человека, на их саморазвитие, одухотворение в воспитании культурными ценностями, идеалами, что обусловило непреходящий, «вечный» характер этих идей. В истории древнегреческого воспитания истоки полярных моделей современного педагогического процесса, антиномий современного педагогического сознания: воспитание как воздействие и как взаимодействие; цели социо-ориентированные и цели личностно-ориентированные; авторитарное воспитание и гуманистическое воспитание; ребёнок - объект и ребёнок - субъект воспитания; прагматическое отношение и ценностное отношение к культуре.

- 73.50 Кб

Московский государственный университет приборостроения и информатики

Реферат по педагогике на тему: «Спартанская и афинская системы воспитания».

Выполнила:

Федорина Ю.С

группы ЭФ-4 (Финансы и кредит)

Москва 2010

Введение

2. Спартанская система воспитания

Введение.

В основе древневосточной системы образования лежит повторение прошлого, подражание, овладение письменностью. Древнегреческая система впервые предложила идею гармонично развитой личности. В древнегреческой системе образования впервые была сформулирована идея индивидуального развития: постоянного совершенствования, стремления к идеалу. Именно в то время определяется возраст начала целенаправленного и системного обучения – 6-7 лет.

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы.

Так как греки уделяли особое внимание воспитанию, это позволило им создать культуру, установившую эталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностью сохраняющийся и в наше время.

Древняя Греция поистине колыбель европейской культуры и образованности, повествует обширнейшая литература - философская, историческая, научная, художественная, справочная. Огромным влиянием в Греции пользовались философы Платон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид, Архимед, известные нам больше как математики. В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывно связаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались. Воплощением эллинского духа были Олимпийские игры, включавшие спортивные состязания, театральные и религиозные действия.

Предмет пристального внимания историков педагогики - это системы воспитания городов-государств Спарты и Афин, их педагогические воззрения и деятельность древнегреческих философов. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов. Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства


1. Афинская система воспитания

К середине I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ.

В основе афинского воспитания был идеал эстетически развитой личности, что умела декламировать, петь, играть, танцевать, имела эстетически красивое тело. Впервые поставлена цель всестороннего развития личности – идеал умственно, морально, физически и развитой личности. Образование было разнотипным (грамматическим, музыкальным, гимназическим).

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки – идеи «калокагатии (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля).

Школ в Афинах много. Но среди них нет государственных. Школы принадлежат частным лицам. Закон во времена Перикла говорит, что дети меньше принадлежат родителям, чем государству, и нельзя позволять родителям решать – посылать или не посылать детей к учителю. Однако на практике обучение все же не было всеобщим. Платон говорит, что мальчики

посещающие палесту, в большинстве принадлежит к аристократическим семьям.

В программу школы входили чтение, письмо, литература, вокальная и инструментальная музыка, физическая тренировка, арифметика и рисование. В начале писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки (стиля), другим концом затирали, если написано неверно, и опять сглаживали воск на дощечке. Существовали специальные азбучные пластинки из глины с написанными на них слогами. Постепенно дети приучаются точно копировать образцы письма, полученные от учителя. Тогда дощечка заменяется папирусом, а стиль – тростниковым пером. Чернила, которыми он пользуется, чрезвычайно прочны. Перед употреблением их нужно растирать в воде.

Арифметика преподавалась наглядно и неутомительно, с помощью яблок, пальцев и других пособий. Больше всего помогала абака – род счетной доски, с углублениями, разграничивавшими единицы, десятки и сотни. В углублениях располагали камешки, имеющие то или иное номинальное значение и с ними наглядно производились арифметические действия не только с целыми числами, но и дробями.

Приходили в школу рано - с восходом солнца, и оставались до заката. Взрослым не позволялось, не только входить в школу, но даже бродить около нее, за исключением тех случаев, когда они приглашались на школьные праздники, которые устраивались периодически в честь Муз или Гермеса, покровителя красноречия. Исключения делалось только для сына, брата и зятя владельца школы. Каникулы в греческой школе были ранней весной.

Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку.

Начальное образование (с 7 до 13 - 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско» - я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «pais» (paidos) – дитя и «ago» - веду) дословно поводырь. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.

Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 - 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска).

Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии. В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов.

Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло: строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.

Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина.

Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки (чужеземец), постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.

IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Сократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля.

Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославил и в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.

Любопытно, что все греческое образование построено на передаче будущему гражданину ряда навыков, которые ему понадобятся опять же для личного участия в общественных делах. Это подразумевает Воспитание не профессионала в какой-либо области, а личности. Показательно, что часть навыков передается ребенку рабом, т.е. заранее не программируется их употребление по определенному образцу (ведь раб не мог быть образцом жизни для гражданина). В качестве важнейшего фактора общественной жизни личные способности граждан выделяет в своей речи Перикл. Солон проведенные им реформы оценивает как свое личное достижение.

Чтобы защитить свои интересы, члену полиса приходится считаться с многоплановостью условий гражданской деятельности.

Перед лицом закона все граждане находились в равном положении, в частные же дела государство не вмешивалось. Защитить собственные интересы, не участвуя в политической борьбе, не представлялось возможным. Сама же политическая борьба происходила на фоне единых полисных установлений, выражающих интересы всех граждан, объединенных законом.

2. Спартанская система воспитания.

Задача спартанского аристократического воспитания – подготовить сочлена классовой военной общины. Спартанское воспитание – это строгое и суровое воспитание полное лишений, но закаливающее организм и волю воспитанника.

Еще античные авторы заложили основы традиции противопоставления Афин и Спарты как двух полисов, резко различавшихся по степени предоставленной гражданам свободы. Если одни объясняли славу Афин как крупнейшего экономического и культурного центра Эллады наличием у афинских граждан максимально возможной в то время свободы, то другие превозносили суровую систему ограничений в Спарте как залог военной мощи и устойчивости данного государства. С тех пор "Афины - Спарта" стала неизменным атрибутом самых разнообразных философско-политических концепций, авторы которых были озабочены не столько достоверной реконструкцией конкретно-исторических реалий, сколько интерпретацией проблем современной им политической жизни.

Государство в Спарте осуществляло тотальный контроль не только над общественной, но и над личной жизнью граждан, вмешиваясь в бытовые вопросы, в брачные отношения и воспитание детей. Жизнь гражданина всецело была подчинена интересам государства.

Контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни. Новорожденные осматривались в особом месте – «лесхе» – старшими членами филы, и только здоровые дети передавались обратно на руки отцу. Судьба болезненных детей не вполне ясна. Соответствующее сообщение Плутарха (о том, что таких детей кидали в Тайгетскую пропасть) не вполне достоверно. Во всяком случае, болезненные дети росли вне замкнутой спартанской общины.

Здоровые дети до 7 лет оставлялись в семье. Плутарх отмечает достоинства спартанских кормилиц. Они «не целовали детей, давали полную свободу их членам и всему вообще телу, приучали их не есть много, не быть разборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одним, не капризничать или плакать. На этом основании даже иностранцы выписывали для своих детей спартанских кормилиц»

Описание работы

Предмет пристального внимания историков педагогики - это системы воспитания городов-государств Спарты и Афин, их педагогические воззрения и деятельность древнегреческих философов.
Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов. Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства.

Расстановка ударений: АФИ`НСКОЕ ВОСПИТА`НИЕ

АФИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система воспитания, сложившаяся в Афинах в 7 - 5 вв. до н. э. Наряду со спартанским воспитанием была одной из наиболее известных систем воспитания в Др. Греции. В Афинах на базе развитого ремесла, торговли, мореплавания утвердился наиболее прогрессивный для того времени гос. строй античной рабовладельческой демократии. Это обусловило расцвет афинской культуры и прогрессивный характер А. в. Цель А. в. - создание гармонически развитого человека. Оно было разносторонним, включало умственное и эстетическое (т. н. мусическое воспитание), нравственное и физич. (гимнастическое) воспитание. Мусическое воспитание осуществлялось в процессе обучения чтению, письму, счёту, пению, музыке, при изучении ораторского искусства, политики, философии. Физич. воспитание было направлено на поддержание здоровья и развитие силы, ловкости и красоты человеческого тела. Это достигалось путём упражнения в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья [т. н. пентафлон "πενταδλον" - пятиборье]. Нравственное воспитание имело целью формирование дисциплинированности, мужества, самообладания, чувства собственного достоинства, скромности, хороших манер.

А. в., в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали им сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезыванию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили читать, писать, играть на к.-л. музыкальном инструменте, а главное домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в полном затворничестве, лишь изредка выходя из дому для участия в религиозных церемониях. Мальчики с 7-летнего возраста посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в к-рой занимались музыкой, пением, декламацией. С 13 - 14 лет они воспитывались в палестре, где под руководством педотриба в течение 2 - 3 лет занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политич. и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста н палестра были частными и платными. С 16 - 18 лет юноши из наиболее состоятельных и знатных семей, готовящиеся в будущем занять руководящие должности в гос-ве, посещали гимнасий. Здесь они обучались философии, лит-ре, политике, продолжая совершенствоваться в области гимнастики. Гимнасий был гос. уч. заведением. С 18 - 20 лет юноши проходили своего рода проф. курс военного обучения в эфебии, продолжали своё политич. образование, изучали законы страны.

А. в. носило ярко выраженный рабовладельческий характер. Дети рабов полностью исключались из системы воспитания, общение с ними детям свободнорождённых запрещалось. Платность образования делала его недоступным малоимущим свободным гражданам и вынуждала их заниматься с детства ремеслом. Физич. труд не входил в систему А. в., т. к. считался уделом исключительно рабов. В само наименование "школа" (σχολη - буквально досуг) афиняне включали понятие свободы от физич. труда.

Лит.: Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924; Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики, М., 1940; Медынский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 2 изд., М., 1959.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Древневосточные цивилизации дали первые образцы школ, первые представления об идеале образованного человека. Дальнейшее развитие теории и практики обучения происходило в эпоху античности, греко-римской древности. В эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» нашёл свое отражение один из первых педагогических идеалов: образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью. Вместе с тем, существовало две модели обучения и воспитания:

  • 1. спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическое воспитание;
  • 2. афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитого человека.

Проблеме обучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. В Древней Греции педагогические идеи высказывал Демокрит, одним из первых сформулировавший идею о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка.

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель. Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения, который был направлен на совместный поиск решения той или иной проблемы.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла - 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции воспитания - «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Платон выдвинул идею создания систем государственных школ, признавая тем самым необходимость контроля образования и воспитания со стороны государства. Эта идея была развита и его учеником Аристотелем, внесшим, кроме того, много нового в проблемы обучения и воспитания. В частности, он предложил рассматривать обучение как организованное в несколько этапов.

Афинская система воспитания явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.

До семи лет мальчиков воспитывали дома. С семи до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.

На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимнасиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии -- общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.

Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина -- члена военной общины. До семи лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами.

С семи лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов.

Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены -- члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины.

В результате такого воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения.

Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.

Последние материалы раздела:

Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный
Обрезка гибискуса комнатного и садового — формирование кроны Когда и как обрезать гибискус комнатный

Гибискус, иначе называемый китайской розой, популярное декоративное растение с красивыми яркими цветами. На данный момент выведено множество...

Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек
Рододендрон – укрытие на зиму и частые ошибки хозяек

Рододендрон самостоятельно формирует куст красивой формы, дополнительного воздействия на него не требуется. Обрезку проводят лишь в двух случаях:...

Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик
Как выбрать пеленальный столик для новорожденного Что ложат на пеленальный столик

Здравствуйте, мои дорогие мамочки! Сегодня хочу вместе с вами разобраться с таким вопросом: нужен ли пеленальный стол? Меня постоянно спрашивают о...